11 subscribers

Пешком 90 км вдоль озера Байкал по Кругобайкальской железной дороге

Я давно хотел увидеть Байкал. Решил совершить пеший туристический поход по нетуристическим местам на 3-4 дня с палаткой. Опыта подобных путешествий у меня не было. Я стал подыскивать маршруты и остановился на Кругобайкальской железной дороге. Что такое Кругобайкальская железная дорога, или КБЖД?

В конце 19 века Российская империя была индустриальным гигантом и за короткие сроки (10 с небольшим лет) сумела построить колоссальную Транссибирскую железнодорожную магистраль протяженностью более 9000 км. В начале 20 века по этой железной дороге из Москвы во Владивосток уже ходили поезда. Но единственным местом, где эта магистраль прерывалась, было озеро Байкал.

Красные стрелки - мой маршрут. Зелёные стрелки - как ходили до 1905 года поезда по Транссибу. Источник - Яндекс Карта.
Красные стрелки - мой маршрут. Зелёные стрелки - как ходили до 1905 года поезда по Транссибу. Источник - Яндекс Карта.

В то время после Иркутска железная дорога вдоль реки Ангара шла к Байкалу до станции Порт Байкал. Там пассажиры высаживались, а поезда заходили в железнодорожные паромы, построенные в Англии. После чего паромом железнодорожный состав доставлялся через озеро Байкал до станции Мысовая (путь от Иркутска до ст. Мысовая показан на карте выше зелёными стрелками). А затем опять становился на рельсы и следовал дальше, на Владивосток. А зимой рельсы укладывали прямо на лёд Байкала и по льду по одному вагону конной тягой перевозили до станции Мысовая.

Участок вдоль Байкала западнее реки Ангара из-за скальных пород и сейсмической активности был одним из наиболее тяжелым для строительства железных дорог на всём протяжении Транссиба. Но всего за шесть лет (с 1899 по 1905 годы) российские железнодорожники совершили инженерное чудо и построили недостающий фрагмент в 260 км вокруг юго-западной оконечности озера Байкал от станции Порт Байкал через станцию Слюдянка до станции Мысовая. Таким образом, в 1905 году Транссибирская железнодорожная магистраль наконец замкнулась.

Самым трудным для строительства был участок от станции Порт Байкал до станции Слюдянка. Этот путь я решил пройти пешком (показан на карте красными стрелками). Его длина 89 км. И на этом небольшом отрезке пути было построено 38 тоннелей общей длиной более 9 километров. Самый длинный из них – тоннель через мыс Половинный длиной 777 м. Также там возвели 15 каменных галерей длиной 295 м, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. Для строительства всего этого было потрачено огромное количество денег, взрывчатки и рабочей силы.

Да и после строительства Кругобайкальская железная дорога не давала спокойно отдыхать железнодорожникам. Только с 1930 по 1984 год на этом коротком участке было отмечено около 1200 обвалов и селевых явлений, а также около 500 случаев падений отдельных камней, вызвавших повреждение пути и подвижного состава.

Но всего через несколько десятилетий это инженерное чудо оказалось ненужным. Уже в советское время, в 1949 году, от Иркутска до станции Слюдянка провели дублирующую железную дорогу напрямую через станции Шелехов и Большой Луг. И оказалось, что экономически более выгодно эксплуатировать этот вновь построенный участок Транссиба и вкладывать средства в увеличение его пропускной способности. Дальние поезда стали ходить там. А в 50-х годах начали строить Иркутскую ГЭС, и участок железной дороги от Иркутска вдоль Ангары до станции Порт Байкал был разобран, а позднее затоплен образовавшимся водохранилищем. И Кругобайкальская железная дорога превратилась в тупиковую ветку от ст. Слюдянка до ст. Порт Байкал.

Расписание поездов по КБЖД. 4 поезда в неделю туда и 4 обратно.
Расписание поездов по КБЖД. 4 поезда в неделю туда и 4 обратно.

В настоящее время КБЖД почти не действует. Лишь четыре раза в неделю по нему проходит маневровый тепловоз с двумя вагонами. Этим транспортом пользуются железнодорожники, которые до сих пор поддерживают путь в рабочем состоянии, немногочисленные местные жители и туристы. Другой связи с «Большой землёй» на этом участке нет. Автомобильной дороги здесь нет. И периодически по КБЖД ходит туристический поезд с настоящим паровозом.

Тот самый поезд, который указан в расписании
Тот самый поезд, который указан в расписании
Маневровый тепловоз и два вагона. Единственный рейсовый транспорт на КБЖД.
Маневровый тепловоз и два вагона. Единственный рейсовый транспорт на КБЖД.
А это уже вне расписания. Туристический поезд с настоящим паровозом.
А это уже вне расписания. Туристический поезд с настоящим паровозом.

Вот по этому заброшенному участку железной дороги длиной около 90 км от ст. Слюдянка до ст. Порт Байкал я и решил пройти пешком с палаткой. Нашёл недорогие авиабилеты (тогда ещё действовала авиакомпания «ТрансАэро»). И в конце мая прилетел в Иркутск. На два дня остановился в одном из хостелов Иркутска. Хостел - это такая дешёвая гостиница. Что-то вроде общежития. В одной комнате несколько двухъярусных кроватей. Общая кухня и пара душевых с туалетом и умывальниками. И, что меня крайне удивило, среди постояльцев хостела русский был я один. Остальные - иностранцы. Австралийцы, швейцарцы, англичане, корейцы – кого там только не было. И все путешественники. Некоторые из них следовали по Транссибу от начала до конца – из Владивостока до Москвы с остановками в самых интересных местах России. Другие просто прилетели или приехали на поезде посмотреть на Байкал. Оказалось, что некоторые иностранцы знают про нашу страну гораздо больше, чем мы. Они рассказывали мне про Россию, Сибирь, Транссибирскую магистраль и Байкал много интересных и удивительных вещей, о которых я до этого даже не подозревал. И никто ничего не боится. Едут (многие в одиночку) через самую большую в мире страну, не зная русского языка, останавливаются в крупных городах или возле интересных памятников природы, изумляются красоте природы нашей страны и путешествуют дальше. Меня очень вдохновили эти ребята.

Итак, я закупил продукты, газовый баллон и горелку. Рюкзак, палатка, спальный мешок, посуда, коврик у меня уже были. Утром я купил билет на электричку из Иркутска до станции Слюдянка. Дорога заняла чуть более 3 часов.

Электричка до ст. Слюдянка
Электричка до ст. Слюдянка

В электричке меня приятно удивило огромное количество школьников в походной одежде и с рюкзаками. Порадовало, что активный туризм среди молодёжи Иркутской области по-прежнему в почёте.

Подъезжаем к Байкалу. Вид из окна электрички.
Подъезжаем к Байкалу. Вид из окна электрички.
Подъезжаем к ст. Слюдянка. Это самый краешек озера Байкал. Его юго-западная оконечность.
Подъезжаем к ст. Слюдянка. Это самый краешек озера Байкал. Его юго-западная оконечность.
Станция Слюдянка
Станция Слюдянка

Вышел из электрички. Постоял немного на перроне. И отправился в свой путь.

Слюдянка - это город с населением около 18 тыс. чел. Надо отметить, что это не самое комфортное место на Земле. Периодически здесь трясёт. Мощные землетрясения (в 5-6 баллов) были в Слюдянке в 1995 и в 1999 годах. В 2008 году было мощное землетрясение силой в 8 баллов. Землетрясения послабее были совсем недавно: в сентябре и декабре 2020 года, в январе и августе 2021 года. Также в лесах Слюдянского района обитает около 1200 медведей. Но узнал я об этом уже после. Знал бы раньше, может быть, и не рискнул пойти в этот поход.

Начало Кругобайкальской железной дороги. Вид на Байкал.
Начало Кругобайкальской железной дороги. Вид на Байкал.

В первый день шёл около 5 часов. Прошёл примерно 12 км.

Начало моего пути вдоль КБЖД
Начало моего пути вдоль КБЖД

Очень быстро я понял, что по шпалам идти неудобно. Наступать на каждую - слишком близко, а перешагивать через одну - слишком далеко. Поэтому, где было возможно, шёл вдоль железнодорожного пути. Примерно часов в 5 вечера начал подыскивать место для ночлега. Кстати, места для ночёвки надо именно искать. Далеко не везде есть возможность установить палатку и спуститься к воде. Но в течение 20-30 минут, идя вдоль дороги и поглядывая по сторонам, подходящее место найти можно.

Первая ночь на Байкале
Первая ночь на Байкале

Первая ночёвка была между полустанком 154 км и мысом Ангасольский. Утром проснулся, позавтракал, собрался и отправился дальше.

Походный обед
Походный обед

Еды взял с собой много. 5 банок тушёнки, картошку, макароны, сухофрукты, чай, хлеб, печенье. Общий вес рюкзака оказался примерно 25-27 кг. Было тяжеловато. Не догадался оставить в хостеле часть ненужных вещей. Всё носил с собой. Ещё хорошо, что не нужно было нести с собой запас воды. Вода всегда рядом - в Байкале. Действительно очень чистая вода. Черпал воду кружкой из озера и пил. Без всяких последствий.

Про медведей. Я родом из Астрахани, где медведей отродясь не бывало. Поэтому в походе про них, честно говоря, и не думал. За 5 дней ни одного не видел и никаких намёков на их присутствие не заметил. Говорят, что медведь чует запах тушёнки за десять километров. Возможно, мне пригодилось то, что я сразу мыл за собой посуду, не оставляя до утра. Пустые банки из-под тушёнки сминал, упаковывал в пакет и убирал в рюкзак. И всю еду на ночь также прятал. Так что съестных запахов, которые могли бы привлечь мишку, на моих стоянках не было.

Да и вообще, как мне сказал кто-то из местных, байкальская природа не любит неуважения. Я старался себя вести, как образцовый турист. Мусор не бросал, весь забирал с собой, деревьев не ломал, тишину не нарушал. Может быть, поэтому никто и меня не стал беспокоить.

Красоты Байкала
Красоты Байкала

Я шёл пять дней и любовался красотами Байкала. Людей по дороге мне попадалось мало. Встретил нескольких туристов, человек пять железнодорожников и ребят, которые практиковались в скалолазании. Я шёл по очень колоритному месту - живописная железная дорога вдоль красивейшего озера - и почти никого. Несколько дней шёл дождь. Палатка у меня была очень лёгкая, однослойная. От сильного дождя такая палатка не спасает. Внутрь протекает вода. Было довольно некомфортно. В следующие походы я брал с собой ту же самую палатку, но у меня всегда был с собой кусок полиэтиленовой плёнки. В случае дождя я накрывал плёнкой палатку. С плёнкой никакой дождь не страшен.

Одни из немногих людей, встреченных мной на КБЖД
Одни из немногих людей, встреченных мной на КБЖД
Тоннели
Тоннели

Как я уже говорил, на КБЖД из 89 км пути 9 км - это тоннели. Через тоннели я много раз до этого проезжал на поезде или на автомобиле. А вот проходить их пешком было немного страшно. Знаешь, что над тобой десятки тысяч тонн горной породы. Когда идёшь пешком, то буквально всем телом ощущаешь этот вес над собой. Идёшь в темноте с фонариком по шпалам и прислушиваешься, не трещит ли над тобой гора. И думаешь, в какую сторону лучше бежать, если что-то где-то начнёт грохотать. Но всё обошлось.

Виден свет в конце тоннеля
Виден свет в конце тоннеля
Тоннель через мыс Половинный
Тоннель через мыс Половинный

А это самый длинный тоннель КБЖД. Тоннель через мыс Половинный. Его протяжённость - 777 метров. Если что-то случится, через него только бежать около 5 минут. Стало слегка не по себе, когда сзади свет уже кончился, а впереди ещё не начинался. Здесь я хорошо прочувствовал смысл фразы "виден свет в конце тоннеля" и с облегчением перевёл дух, когда, наконец, этот свет впереди появился.

Станция на КБЖД
Станция на КБЖД
Байкал. Пока ещё хорошо виден противоположный берег.
Байкал. Пока ещё хорошо виден противоположный берег.
Инженерные конструкции КБЖД
Инженерные конструкции КБЖД
Инженерные конструкции КБЖД
Инженерные конструкции КБЖД
Погода стала налаживаться
Погода стала налаживаться

Из пяти дней похода три дня было пасмурно, а два дня светило солнце. Разница температур была градусов 20. Днём шёл в футболке. А вечером надевал тёплую зимнюю куртку.

Байкал
Байкал

Я шёл в конце мая. Видимо, это был ещё не туристический сезон. Но было видно, что туристы-пешеходы вроде меня эти места посещают. Периодически попадались оборудованные места для ночлега, полянки, где можно поставить палатку.

Ещё одна ночёвка
Ещё одна ночёвка
Байкал синего цвета
Байкал синего цвета
А закат розового цвета
А закат розового цвета

Красота Байкала завораживает. Кто бы мог подумать, что можно 30-40 минут стоять на одном месте и смотреть на озеро, на небо, на горы на противоположном берегу. Дышишь чистым воздухом, пьёшь чистую холодную воду из озера или из ручья. Хорошо там. И очень тихо.

Памятные таблички с описанием строительных работ. 1903-1906 гг.
Памятные таблички с описанием строительных работ. 1903-1906 гг.
Конец мая, а кое-где ещё остался лёд
Конец мая, а кое-где ещё остался лёд
Одно из мест ночёвок
Одно из мест ночёвок

Одна из ночёвок было в очень живописном месте. Бухта с соснами. Узкая полоса берега, метров 10. Там есть место, чтобы поставить палатку. А дальше обрыв и крутая тропа к воде. Ночью было сыро. Сушу спальный мешок на ветке.

Байкал
Байкал

А вода ледяная. Я захотел искупаться, но не смог. Температура воды градусов 7, не больше. Заходишь по колено в воду, чтобы помыть посуду, и за один приём это сделать не удаётся. Выбегаешь из воды, греешься, а потом заходишь опять.

Дорога прямо по краю обрыва
Дорога прямо по краю обрыва

А по деревянным шпалам идти гораздо приятнее, чем по бетонным. Они со временем просели и находятся на одном уровне с гравием. Можно наступать.

Подпорная стенка и тоннель
Подпорная стенка и тоннель

Когда-то на КБЖД было два пути. На фотографии веден действующий путь. А второй путь раньше проходил через этот маленький тоннель. Сейчас его уже нет. Видны еле заметные следы от старого пути.

Одно из немногих мест, где можно удобно подойти к воде
Одно из немногих мест, где можно удобно подойти к воде

Весь мой путь занял 5 дней. 4 ночи я ночевал в палатке. В день проходил в среднем 20-22 км. Рекорд был 24 км в день. Распорядок дня был примерно таким. Вставал часов в 8. Не спеша завтракал. Собирал вещи, укладывал палатку и часов в 10 выходил. Шёл часов 5-6 с перерывами на отдых и перекус. Часов в 5 вечера уже начинал присматривать место для ночёвки. Пока раскладывал палатку, готовил ужин, уже темнело. Спалось на свежем воздухе после целого дня пути великолепно. В 10 часов вечера закрывал глаза, мгновенно засыпал. Открывал глаза - а уже утро.

К середине пятого дня дошёл до конечной точки моего пути - станции Порт Байкал. Кругобайкальская железная дорога пройдена. Но это ещё не всё. Надо пересечь Ангару и добраться до посёлка Листвянка. Только оттуда можно уехать в Иркутск. От станции Порт Байкал до Листвянки несколько раз в день ходит паром. Он так и называется - "Байкальские воды". Мне повезло, ждать пришлось всего полчаса. И вот я уже на пароме. За символическую плату в 50-60 рублей он переправил меня через Ангару.

Паром через Ангару
Паром через Ангару
Байкал вид с парома
Байкал вид с парома

Про прозрачность воды в Байкале. Этот снимок воды сделан с парома. Здесь на самом деле глубина не меньше 20 метров, а кажется, что метра полтора. Видны все камни и водоросли на дне.

На пароме. Днём шёл в футболке, а здесь пришлось одеться потеплее.
На пароме. Днём шёл в футболке, а здесь пришлось одеться потеплее.
Исток реки Ангара
Исток реки Ангара

В этом месте начинается река Ангара. В Байкал впадает большое количество рек, а вытекает только одна - Ангара. Если идти по реке вниз, то километров через 70 будет Иркутская ГЭС и сам Иркутск.

И добавлю немного про суровую байкальскую природу. Именно где-то здесь, в Ангаре возле Листвянки, в августе 1972 года погиб известный советский драматург Александр Вампилов. По его пьесам были сняты фильмы "Утиная охота" и "Старший сын". Он плыл на лодке, лодка перевернулась, а выплыть он не смог, вероятно, из-за очень холодной воды.

А в мае 2009 года в 18 км от Листвянки погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Что там именно произошло, сказать сложно. По официальной версии, он совершал на вертолёте рабочую поездку. А по неофициальной версии, он с друзьями охотился с воздуха на медведей. Как бы там ни было, вертолёт по какой-то причине упал и сгорел с пилотом и пассажирами.

Так что Байкал шуток не любит. Рекомендовано относиться к нему с уважением.

Я уже в Листвянке
Я уже в Листвянке
Поселок Листвянка
Поселок Листвянка

Уже начинало вечереть, я прошёл пару километров и добрался до остановки общественного транспорта. Полтора часа - и уже в Иркутске. Счастливый и довольный, я отправился в свой хостел.

Вот когда начинаешь понимать, что для человека важно, а что - не очень. Нам на самом деле не так много и надо. Горячая еда, вода, теплая одежда, сухая мягкая кровать, крыша над головой, электричество, чтобы зарядить телефон. Но прежде всего мне хотелось помыться в горячем душе. А потом ужин, и за чашечкой чая уже можно не спеша поделиться с какими-то новыми иностранцами своими впечатлениями о пяти незабываемых днях и четырёх ночах, которые я провёл наедине с этим Великим Озером.

Мой поход был шесть лет назад, в 2015 году, но, думаю, с тех пор на Кругобайкальской железной дороге немногое изменилось.