Perspéctum
57 subscribers

Каково быть режиссером-женщиной в Таджикистане? Интервью с призером международного фестиваля.

Каково быть режиссером-женщиной в Таджикистане? Интервью с призером международного фестиваля.

Поэтесса и прозаик, старший лейтенант милиции и успешный режиссер – все это об одном человеке. Аниса Сабири снимает курсовую работу, которую сразу же отбирают на «Кинотавр», участвует в программе десятков кинофестивалей с первым же своим короткометражным фильмом, а за первый полнометражный сценарий получает премию в престижной киношколе Лондона. На международном фестивале документального кино Sole Luna Doc Film Festival Аниса получает приз «За лучшую картинку».

Думаю, что режиссер – это еще и сердце съемочного процесса. А что заставляет биться ваше режиссерское сердце? Какие темы хочется раскрывать сейчас и в будущем?

Сердце биться заставляет в первую очередь интерес к жизни и мое любопытство! Меня интересуют экзистенциальные темы и трансформация человека в условиях меняющейся среды. Что касается будущего, не хочу загадывать, ведь я меняюсь – не только физически, но и интеллектуально, духовно. Не знаю, что будет волновать меня завтра.

Расскажите про эти ваши первые киноработы.

Первая проба кинопера – этюд «Искупление» (моя курсовая у Келемена) по мотивам романа «Преступление и наказание» – состоялась в 2016 году. Я приступила к съемкам после всего двухнедельного обучения в киношколе. Предметных знаний у меня не было, поэтому работала интуитивно. Благодаря помощи друзей всего за три дня работы этюд сложился таким, как я его задумала. Когда «Искупление» отобрали на «Кинотавр» и показали в рамках конкурсной программы «Короткий метр», моей радости не было предела! На фестивале я увидела качественно сделанные фильмы на большом экране и решила, что теперь нужно снимать фильм с хорошим оборудованием и подготовкой. Так, уже в 2018 году, сложился «Плач танбура». Идея его родилась еще в московской киношколе, но знаний для съемок такого масштаба у меня не хватало. Однако же я считала своим долгом снять фильм о мальчике, потерявшем отца во время гражданской войны. Это реальная история, которую мне рассказал знакомый.
Каково быть режиссером-женщиной в Таджикистане? Интервью с призером международного фестиваля.

Ждали ли вы такого принятия и успеха, который пришел с этой работой?

26 кинофестивалей и четыре приза на МКФ – это заслуга каждого члена команды и результат общей работы. Мы тщательно готовились к фильму и предполагали участие на зарубежных фестивалях, но тот факт, что попали в Пусан, фестиваль класса А, один из крупнейших в мире, и объездили так много стран, стал неожиданностью. Для меня было важно оправдать доверие всех тех, кто поддержал работу над фильмом, в том числе продюсеров и композитора Толибхона Шахиди.

После успеха картины «Плач танбура» работы стало больше?

Я приступила к съемкам полнометражного документального фильма «Ритмы затерянного времени» о музыкальных традициях таджиков, его мы сейчас заканчиваем. Снимаю документальную картину «Тут был Ленин» – про память о Советском Союзе и рефлексию сегодняшнего поколения о настоящем через память о прошлом. И, конечно, работаю над своим первым полнометражным фильмом «Канат».
Каково быть режиссером-женщиной в Таджикистане? Интервью с призером международного фестиваля.

В современных реалиях вопрос не очень корректный, но раз уж заговорили о феминизме, каково это – быть режиссером-женщиной в Таджикистане и вообще в традиционном обществе?

Быть режиссером в условиях восточного менталитета или, как вы верно подметили, «традиционного общества», где есть свои особенности, например, младший не может возражать старшему, сложно. Приходится многое преодолевать. У меня был опыт непростых отношений на площадке, где некоторые коллеги-мужчины считали, что я, молодая женщина, не могу быть успешнее их или не вправе отдавать четкую рабочую команду. Случались конфликты. Но главное – понимать, что конкретно тебя выбивает из равновесия. Я, например, перед тем, как заключить договор, четко обозначаю границы взаимоотношений, права и обязанности, а также обговариваю, что дружба и работа – не одно и то же.

Вы получили награду Лондонской киношколы как «Выдающийся сценарист». Были готовы к такому повороту судьбы?

Честно говоря, премия стала для меня сюрпризом. Киношколу я окончила с отличием – сценарий моего полнометражного фильма «Канат» (Tightrope) получил положительные отзывы от преподавательского состава, но в финальной рецензии была критика за множество технических недочетов. Так что когда я узнала, что попала в шорт-лист, на победу не надеялась. Результат приятно удивил! Главной же наградой стала рекомендация моего сценария британскому продюсеру Люку Шиллеру. Я и представить себе не могла контракт с ним. Но, как видите, все случается! Для нас обоих это важно – рассказать историю из региона, о котором мало кто в большом кино знает.
Каково быть режиссером-женщиной в Таджикистане? Интервью с призером международного фестиваля.

Отмотаем немного назад. Долгое время важной частью вашей жизни была поэзия. Когда в приоритетах ее сменило кино?

Прозвучит наивно, но началось все с моих детских размышлений о смысле жизни, которая мне тогда казалась несправедливой, лишенной смысла и гармонии. Уже в 9 лет я написала свое первое стихотворение – о жестокости людей, учинивших геноцид во время Второй мировой войны. Когда мне было 13, мои стихотворения прочел известный поэт Тимур Зульфикаров и стал приглашать меня выступить на своих творческих вечерах. Меня стали воспринимать как его ученицу. Через какое-то время стихотворная форма стала казаться мне удушающей, и я начала писать прозу. Много путешествовала по стране и хотела писать на таджикском. Но, как ни парадоксально, на родном таджикском я не могла выражать мысли так четко, как на русском. Тогда и задумалась о кино. Мой киноязык все время тянет в поэтическую форму, так что поэзия для меня никуда не ушла, а лишь перекочевала на экран.

Автор Ольга Антипова

Еще больше интересных героев вы найдёте на нашем сайте https://perspectum.info/

#режиссер #интервью #интервью с мастером #интересная личность #таджикистан #знаменитые женщины #успешные женщины #успешные люди #киноиндустрия #кинофестивали