41 subscriber

Музей-усадьба П.Е. Щербова: вчера, сегодня, завтра

1 августа 2022 года исполняется 95 лет со дня образования Ленинградской области. В честь этой даты Музейное агентство Ленинградской области готовит цикл онлайн-выставок «Музейная карта Ленинградской области», посвященный тем областным музеям, которые входят в состав Музейного агентства и в этом году также празднуют свои памятные даты.

Наш выставочный онлайн цикл продолжает «Музей-усадьба П.Е. Щербова», который 10 апреля этого года отпраздновал свое 30-летие.

Онлайн-выставка составлена из ответов музейных сотрудников на 9 вопросов о прошлом, настоящем и будущем музея, о его месте на музейной карте Ленинградской области и всей России.

Усадьба П.Е. Щербова
Усадьба П.Е. Щербова

Оригинальная архитектура дома привлекательна и узнаваема, но не все знают, кто был первым хозяином этой усадьбы. Чем интересна личность П.Е. Щербова, чье имя носит музей?

В 1927 году, когда вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Ленинградской области, в усадьбе все еще жил ее первый владелец — художник Павел Егорович Щербов (1866–1938). Личность незаурядная: карикатурист, путешественник, музейный хранитель, оригинальный во всем, от темы творчества до стилистики собственного дома.

Богатый своенравный дворянин, осиротевший подростком, он доставлял много хлопот опекунам. Бросив Академию Художеств, почти 10 лет путешествовал по странам Востока: Африка, Китай, Персия, Ливан, Пакистан, Корея, Кавказ. Параллельно сотрудничал с Императорским Русским географическим обществом, был принят в члены-корреспонденты и награжден малой серебряной медалью. Последнюю свою поездку он совершил в Японию в 1896 году сразу после свадьбы. Свою избранницу, Анастасию Давыдовну, художник по преданию встретил на службе в Казанском соборе.

Карикатура “Прибытие семьи Щербовых во Владивосток”. Из коллекции Русского музея
Карикатура “Прибытие семьи Щербовых во Владивосток”. Из коллекции Русского музея

Путешествуя, Павел Егорович не оставлял свое увлечение рисованием. В этот период он утвердился в выборе жанра карикатуры и выработал свою собственную стилистику. Известность Щербову принесла выбранная тематика карикатур - художественная жизнь Петербурга рубежа веков. Он публиковался в журналах «Шут», «Столица и усадьба», «Лукоморье» и участвовал в художественных выставках как в России, так и за рубежом. Его наследие хранится во многих музеях нашей страны, в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее.

Литография карикатуры “Базар XX века”. Из коллекции музея П.Е. Щербова
Литография карикатуры “Базар XX века”. Из коллекции музея П.Е. Щербова

После революции Павел Егорович стал нашим коллегой, хранителем Арсенала, Китайской галереи и историко-бытовых интерьеров Арсенального каре в Гатчинском дворце. Его усилия по сбору и сохранению художественных памятников имели особую ценность, и были отмечены званием работника культуры высшей категории.

Фотокопия архивной справки на имя П.Е. Щербова. Из коллекции музея П.Е. Щербова
Фотокопия архивной справки на имя П.Е. Щербова. Из коллекции музея П.Е. Щербова

Дом Щербова в Гатчине известен едва ли не больше, чем его хозяин. Кому принадлежит проект усадьбы? Сохранились ли планы здания?

Наша усадьба — одно из самых известных произведений северного модерна в России. Очень точно ее охарактеризовала Ксения Куприна, дочь знаменитого писателя: "Щербовы построили в Гатчине каменный дом. Дом такой же оригинальный, как и сами его хозяева."

Усадьба была построена в 1911 году по проекту архитектора Степана Самойловича Кричинского (1874–1923). Эскизные наброски проекта сохранились, сейчас они находятся в Российском государственном историческом архиве (РГИА, г. Санкт-Петербург). Интересно, что эти планы отличаются от итогового варианта постройки, высотная точка главного фасада в проекте была значительно ниже и не перекрывала двухэтажную часть здания.

Усадьба состоит из главного дома и хозяйственного флигеля, к которым примыкает небольшой фруктовый сад. Отметим, что дом был очень современным на тот момент, здесь было центральное водоснабжение, канализация, электричество и выделенная телефонная линия. Несмотря на то, что уже существовало более современное калориферное отопление, выбор был сделан в пользу печного отопления в эстетических целях.

Как и почему дом стал музеем?

Об устройстве музея в доме начала беспокоиться еще Анастасия Давыдовна после смерти мужа в 1938 году. Последнее свое обращение она подала в сентябре 1951 года в Ленинградский областной Исполнительный комитет с просьбой об открытии в ее доме музея, экспозиции которого отражали бы жизнь и деятельность выдающихся представителей русской культуры - Павла Егоровича Щербова и его друзей. Однако ее просьба не была удовлетворена.

Через несколько месяцев не стало и Анастасии Давыдовны, дом перешел к Гатчинскому жилищному управлению для обустройства в нем коммунальной квартиры.

Усадьба П.Е. Щербова. 1968. Из архива ККЛО
Усадьба П.Е. Щербова. 1968. Из архива ККЛО

Параллельно в Гатчине развивалась другая история. После войны функционировал лишь один музей — краеведческий, располагавшийся в здании Приоратского дворца. В связи с реставрацией дворца в 1978 году встал вопрос о перемещении Краеведческого музея в другое здание. После долгих поисков и споров директору музея Любови Федоровне Куляхтиной удалось добиться выделения для музея дома П.Е. Щербова, в котором располагалась коммунальная квартира. После расселения жильцов в 1982 году музей переехал в усадьбу художника.

Именно благодаря Л.Ф. Куляхтиной фокус музейной работы сместился от краеведения к личности и окружению П.Е. Щербова. Реставрация нашей усадьбы длилась 10 лет, и 10 апреля 1992 года музей открылся для посетителей.

Открытие музея в 1992 году. В центре Л.Ф. Куляхтина. Из научного архива музея П.Е. Щербова
Открытие музея в 1992 году. В центре Л.Ф. Куляхтина. Из научного архива музея П.Е. Щербова

Музей — это не просто здание, но и люди... Кто из сотрудников больше всего повлиял на сохранение памяти места?

Конечно, Любовь Федоровна Куляхтина. Она проработала в музее 52 года, из которых почти 35 лет была директором. Кстати, начинала она свою работу еще в Краеведческом музее, который именно благодаря ей и стал музеем Щербова.

После передачи усадьбы Щербова в ведение музея она принимала непосредственное участие в организации реставрационных работ, а также разрабатывала новую концепцию музея, активно собирала предметы для музейного фонда.

Ей удалось убедить людей, знавших Щербова, передать предметы художника в музей, а также собрать их воспоминания. Самое большое количество мемориальных предметов было передано племянником художника В.О. Гуковским.

Нельзя не отметить и научного сотрудника Тамару Филипповну Родионову, которая издала книгу «Гатчина: страницы истории». Она активно занималась изучением биографии Щербова и истории Гатчины, внесла существенный вклад в научно-справочный аппарат музея.

Научный сотрудник Тамара Филипповна Родионова
Научный сотрудник Тамара Филипповна Родионова

А сейчас наш главный хранитель (во всех смыслах) — Евгения Александровна Богданова. Ее бережная забота о музейных предметах, в том числе мемориальных, особо ценна в связи со всеми переездами, которые выпали сейчас на долю музея из-за реставрации здания. Евгения Александровна одновременно является и самым молодым сотрудником музея, и старейшим, так как работает в музее дольше всех.

Главный хранитель фондов Евгения Александровна Богданова
Главный хранитель фондов Евгения Александровна Богданова

Расскажите о своей личной истории, связанной с музеем?

Заведующая музеем Александра Журавлева:

Именно музей и Щербов проложили мне путь в науку и определили мой дальнейший путь. Когда я пришла в музей, у меня появилось множество вопросов, ответов на которые в научной литературе не было. Я подумала: «Вызов принят», и в лучших традициях исторического факультета отправилась в архив. Сначала в один, потом в другой. По мере появления ответов появлялся все больший азарт. За несколько лет я посетила федеральные, региональные, ведомственные архивы, даже с зарубежными удалось поработать. В результате я настолько полюбила эту тематику, что поступила в аспирантуру и сейчас пишу диссертацию о Щербове.

Заведующая музеем Александра Геннадьевна Журавлева проводит лекцию
Заведующая музеем Александра Геннадьевна Журавлева проводит лекцию

Каким вы видите музей в будущем? Какие планы у музея?

Мы хотим создать музей, который вернёт Щербова в сегодняшнее культурное пространство. Щербов станет нашим мостиком в Серебряный век, позволит увидеть эпоху его глазами. Его жизнь - отличная иллюстрация ценностей эпохи, возможность понять и почувствовать время. Его карикатуры, творческие высказывания в адрес деятелей культуры превращают знакомство с культурой Серебряного века в увлекательное расследование.

Лист из проекта реставрации усадьбы
Лист из проекта реставрации усадьбы

Сейчас в здании музея идет реставрация, она должна завершиться в 2024 году. Параллельно мы работаем над концепцией и дизайн-проектом новой экспозиции, которая будет рассказывать посетителям на современном музейном языке о самом Щербове, о близких ему людям, а также об усадьбе и архитектурном стиле северный модерн. Постоянная экспозиция останется в главном здании, а во флигеле разместится выставочно-лекционный зал.

Благоустройство коснется и нашего усадебного участка, там можно будет проводить уличные мероприятия.

Расскажите о коллекции музея, о жемчужинах коллекции? Как коллекция музея пополняется?

На сегодняшний день фонд музея насчитывает около 16 тысяч единиц хранения, включая мемориальные предметы владельца усадьбы: мебель, личные вещи, документы, фотографии, карикатуры, а также вещи жены и сыновей П.Е. Щербова. Мемориальные предметы продолжают поступать в музей.

Мемориальный фотоаппарат “Kodak”. Принадлежал П.Е. Щербову. Из коллекции музея П.Е. Щербова
Мемориальный фотоаппарат “Kodak”. Принадлежал П.Е. Щербову. Из коллекции музея П.Е. Щербова

Например, в 2019 году фонды пополнились мемориальными предметами дважды: в мае был подарен альбом с набросками Щербова, а в октябре во время работ на чердаке реставраторами обнаружен тайник, в котором находилось 11 личных документов художника в конверте, гербовая печать «Щербовъ» и альбом с набросками.

В 2021 году семья дарителей передала в музей раскладной столик, подаренный Анастасией Давыдовной уже после смерти мужа.

Раскладной столик. Принадлежал Щербовым. Из коллекции музея П.Е. Щербова
Раскладной столик. Принадлежал Щербовым. Из коллекции музея П.Е. Щербова

А уже в этом году при реставрации найден станок для производства бетонных блоков. Именно на этом станке делали блоки для нашего забора. Надеемся, это еще не последняя находка.

Какое место занимает музей на музейной карте Гатчины?

В Гатчине несколько музеев, самый крупный из них – Гатчинский дворец. Конечно, именно он привлекает основное количество туристов, так как здесь идет речь о богатой истории императорской России. Но у всех местных музеев своя аудитория и тематика, мы органично дополняем друг друга, позволяя посетителям охватить большой пласт истории. Наш музей позволяет погрузиться в Серебряный век и загородную жизнь творческой богемы, проникнуться духом эпохи и архитектурой модерна.

Можно ли ближе познакомиться с музеем еще до окончания реставрации?

Попасть, конечно, на объект во время работ по реставрации нельзя, но сотрудники активно ведут страничку музея «Вконтакте» . Здесь можно следить за ходом реставрации, увидеть предметы, которые входят в нашу коллекцию, а также узнать о Павле Егоровиче и его эпохе.

Рекомендуем посмотреть передачу о ходе реставрации, нашей усадьбе и Павле Щербове по ссылке.

В ближайшее время мы приглашаем всех, кто интересуется жизнью и творчеством Павла Щербова и его близкого друга Александра Куприна, на уличные экскурсии по Гатчине. Следить за информацией об экскурсиях и жизнью музея-усадьбы можно:

в группе В Контакте https://vk.com/myzeysherbova

на сайте «Музейного агентства» https://www.lenoblmus.ru/

Добро пожаловать!

Музей-усадьба П.Е. Щербова: вчера, сегодня, завтра