ПРИДВОРНЫЕ ИНТРИГИ И СКАНДАЛЫ: ЖЁНЫ РЫЖЕЙ «СИНЕЙ БОРОДЫ». ЧАСТЬ I

Жизнь монарших дворов была бы довольно пресной, если бы не те перчинки интриг и скандалов, что и по сей день делают изысканно пряными «блюда» истории монархий.

Выражение «Синяя Борода» взято из старофранцузской сказки «Рауль, рыцарь Синяя Борода», обработанной и изданной французским писателем сказочником Шарлем Перро (1628~1703 гг.). В ней говорится о рыцаре, убившем в гневе свою первую супругу. Затем он последовательно отправил на тот свет и пять других своих жён. С ними он расправился потому, что они, движимые любопытством, нарушали запрет и заглядывали в тайную комнату замка «Синей Бороды» — ту, где произошло первое убийство. Последовала примеру своих предшественниц и седьмая жена Рауля, но её братья подоспели вовремя… «Прозвище «Синяя Борода» стало нарицательным после того, как в 1866 г. французский композитор Жак Оффенбах (1819~1880 гг.) написал на этот сказочный сюжет оперетту. В истории, на мой взгляд, образу «Синей Бороды» наиболее соответствует английский король Генрих VIII Тюдор (1491~1547 гг.).

Серия «Картины». К 100-летию со дня смерти художника Гюстава Доре (1832~1883 гг.). Иллюстрация к сказке Шарля Перро «Синяя Борода». // Франция, 20 июня 1983 г. Каталог Michel: №2406
Серия «Картины». К 100-летию со дня смерти художника Гюстава Доре (1832~1883 гг.). Иллюстрация к сказке Шарля Перро «Синяя Борода». // Франция, 20 июня 1983 г. Каталог Michel: №2406
Серия «Картины». К 100-летию со дня смерти художника Гюстава Доре (1832~1883 гг.). Иллюстрация к сказке Шарля Перро «Синяя Борода». // Франция, 20 июня 1983 г. Каталог Michel: №2406
К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Портрет короля Генриха VIII. 1540 г. Художник Ганс Гольбейн-младший (1497~1543 гг.). Национальная галерея, Рим. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1677
К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Портрет короля Генриха VIII. 1540 г. Художник Ганс Гольбейн-младший (1497~1543 гг.). Национальная галерея, Рим. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1677
К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Портрет короля Генриха VIII. 1540 г. Художник Ганс Гольбейн-младший (1497~1543 гг.). Национальная галерея, Рим. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1677

Образованный и одарённый, Генрих VIII правил как абсолютный монарх, прибрав к рукам ещё и духовную власть.

Лёгкость и быстрота, с которой король Генрих VIII менял своих жён, чтобы иметь наследника, поражала всю Европу. Согласно всезнающей Википедии, судьба шести «половин» короля заучивается британскими школьниками при помощи фразы «развёлся — казнил — умерла, развёлся — казнил — пережила».

К 500-летию коронации Генриха VIII. Юный Генрих. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1254
К 500-летию коронации Генриха VIII. Юный Генрих. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1254
К 500-летию коронации Генриха VIII. Юный Генрих. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1254

Генрих VIII был искусным музыкантом. Он превосходно играл на органе, вирджинале (клавишный струнный музыкальный инструмент) и арфе, сочинял прекрасные мадригалы (любовные песни). Его считают автором текста и мелодии знаменитой баллады «Зелёные рукава». Правда, многие исследователи полагают, что авторство Генриха не имеет под собой реальной основы: баллада написана другим сочинителем. Конечно, король не был композитором в полной мере этого слова. Профессионально музицировать Генрих не захотел. Музыка служила ему лишь тем целительным средством для души, которым он пользовался в минуты переживаний и тревог.

ЕКАТЕРИНА АРАГОНСКАЯ

В 1509 г. первой женой Генриха VIII стала испанская принцесса Екатерина Арагонская (1485~1536 гг.) — младшая дочь объединителей Испании Фердинанда Арагонского (1452~1516 гг.) и Изабеллы Кастильской (1451~1504 гг.).

Из серии «500 лет королю Фердинанду II Арагонскому. Портрет Фердинанда II Арагонского. Испания, 10 мая 1952 г. Каталог Michel: №1003 // Из серии «500 лет со дня рождения королевы Изабеллы I Кастильской». Портрет Изабеллы I Кастильской. Испания, 22 апреля 1951 г. Каталог Michel: №990
Из серии «500 лет королю Фердинанду II Арагонскому. Портрет Фердинанда II Арагонского. Испания, 10 мая 1952 г. Каталог Michel: №1003 // Из серии «500 лет со дня рождения королевы Изабеллы I Кастильской». Портрет Изабеллы I Кастильской. Испания, 22 апреля 1951 г. Каталог Michel: №990
Из серии «500 лет королю Фердинанду II Арагонскому. Портрет Фердинанда II Арагонского. Испания, 10 мая 1952 г. Каталог Michel: №1003 // Из серии «500 лет со дня рождения королевы Изабеллы I Кастильской». Портрет Изабеллы I Кастильской. Испания, 22 апреля 1951 г. Каталог Michel: №990

Екатерина была воспитана в католическом духе и получила прекрасное гуманитарное образование. Уже в трёхлетнем возрасте она была помолвлена с Артуром (1486~1502 гг.), принцем Уэльским, наследником английского престола. Их свадьба состоялась в 1501 г. В послании к родителям невесты Артур написал, что безумно счастлив быть вместе с Екатериной и пообещал хранить ей любовь и верность «во все дни своей жизни». Правда, жизнь его оказалась недолгой: уже через полгода Артур внезапно умер. Екатерина осталась в Англии, что называется, в «подвешенном состоянии». Свекор Екатерины, король Генрих VII (1456 или 1457~1509 гг.), овдовев, всерьёз рассматривал брак с нею, но этому воспротивилась Изабелла, справедливо полагая, что столь неравный брачный союз ни к чему хорошему не приведёт.

К 500-летию коронации Генриха VIII. Портрет Екатерины Арагонской, вдовствующей принцессы Уэльская. С портрета художника Михеля Зиттова (ок.1459~1525 гг.) Ок. 1503~1504 гг. Музей истории искусств, Вена. // Гибралтар, 10 января 2009 г. Каталог Michel: №1308
К 500-летию коронации Генриха VIII. Портрет Екатерины Арагонской, вдовствующей принцессы Уэльская. С портрета художника Михеля Зиттова (ок.1459~1525 гг.) Ок. 1503~1504 гг. Музей истории искусств, Вена. // Гибралтар, 10 января 2009 г. Каталог Michel: №1308
К 500-летию коронации Генриха VIII. Портрет Екатерины Арагонской, вдовствующей принцессы Уэльская. С портрета художника Михеля Зиттова (ок.1459~1525 гг.) Ок. 1503~1504 гг. Музей истории искусств, Вена. // Гибралтар, 10 января 2009 г. Каталог Michel: №1308

Только в 1509 г. (после смерти Генриха VII) судьба Екатерины окончательно определилась. Её отец, Фердинанд, во имя дружбы Испании и Англии против Франции, дал согласие на новый брак своей дочери с английским монархом: Екатерина вышла замуж за брата покойного супруга — Генриха VIII, занявшего английский трон. Позднее, Генрих VIII представит это дело таким образом: жениться на Екатерине его уговорил умирающий отец, а он, как достойный сын, не мог ослушаться.

К 500-летию коронации Генриха VIII. Коронация Екатерины Арагонской. 1509 г. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1255
К 500-летию коронации Генриха VIII. Коронация Екатерины Арагонской. 1509 г. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1255
К 500-летию коронации Генриха VIII. Коронация Екатерины Арагонской. 1509 г. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1255

Роль «посла Испании» в Англии не мешала Екатерине выполнять своё основное предназначение — рожать маленьких «тюдоров». К сожалению, дети Генриха VIII и Екатерины Арагонской, кроме Мэри, (1) либо рождались мёртвыми, либо умирали вскоре после родов. Учитывая, что будущее династии Тюдоров оказалось под угрозой, Генрих объявил свой «проклятый» брак недействительным. (2) Римский папа Климент VII (1478~1534 гг.) отказался признать правомочность такого поступка. После долгих судебных тяжб и протестов со стороны Екатерины, Генрих разорвал всякие отношения между Англией и Ватиканом, объявил себя верховным главой английской церкви, расторг таки свой первый брак, тайно обвенчался, а затем и женился (в 1533 г.) на придворной даме — Анне Болейн (1507~1536 гг.), которой давно оказывал знаки внимания. Екатерина, отлучённая Генрихом VIII от двора и лишённая возможности общаться с единственной дочерью, вопреки всему продолжала считать себя королевой и не прекращала слать письма в Ватикан, умоляя о поддержке.

К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Официальный портрет королевы Екатерины Арагонской. Около 1525 г. Неизвестный художник. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1678
К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Официальный портрет королевы Екатерины Арагонской. Около 1525 г. Неизвестный художник. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1678
К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Официальный портрет королевы Екатерины Арагонской. Около 1525 г. Неизвестный художник. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1678

В конце 1535 г. Екатерина тяжело заболела. Слабея на глазах, она составила завещание, согласно которому все имеющиеся у неё деньги оставляла своим приближённым. Дочери она отписала старинные меха и золотое ожерелье. В своём последнем письме к Генриху она прощала ему все обиды и просила позаботиться о Мэри. Екатерина Арагонская умерла 7 января 1536 г. Она была похоронена в соборе Св. Петра в Питерборо в соответствии с рангом вдовствующей принцессы Уэльской, но не королевы Англии. Сразу же после её смерти поползли упорные слухи о том, что Екатерину убили. При вскрытии тела (для бальзамирования) обнаружилось, что сердце её чёрно, и на нём какой-то странный нарост. Многие и поныне уверены, что несчастную королеву отравили: либо по инициативе Анны Болейн, либо по приказу короля.

АННА БОЛЕЙН

Точного года рождения Анны Болейн историки не знают. Вероятные даты — 1501 г. или 1507 г. Родители Анны Болейн были заметными представителями английской аристократии. Отец — Томас Болейн (ок.1477~1539 гг.) — видный дипломат, мать — Элизабет Говард (1480/1486~1538 гг.) — фрейлина королев Елизаветы Йоркской (1466~1503 гг.) (3) и Екатерины Арагонской.

В детстве Анна и её старшая сестра Мария (1499~1543 гг.) (4) получили начальное образование, типичное для девушек их сословия. В 1513 г. Анна прибыла ко двору Маргариты Австрийской (1480~1530 гг.) (5) и её обучение продолжилось. Девочку учили чтению и правописанию, арифметике и грамматике, истории и фамильной генеалогии, а также управлению домашним хозяйством, рукоделию, иностранным языкам, танцам, пению, музыке и, безусловно, хорошим манерам. Как и любая аристократка, Анна поднаторела в верховой езде, стрельбе из лука, охоте, игре в карты, шахматы и кости. Современники оставили очень противоречивые описания внешности Анны. По одним источникам — она писанная красавица с точёной фигурой и обворожительным взглядом, по другим — весьма непривлекательная особа с массой дефектов.

К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Портрет королевы Анны Болейн. Около 1533~1536 гг. Неизвестный художник. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1679
К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Портрет королевы Анны Болейн. Около 1533~1536 гг. Неизвестный художник. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1679
К 450-летию со дня смерти Генриха VIII. Портрет королевы Анны Болейн. Около 1533~1536 гг. Неизвестный художник. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания, 21 января 1997 г. Каталог Michel: №1679

Вскоре, благодаря хлопотам отца и переменам в политической жизни — Англия и Франция (о Боже!) заключили союз — Анна была включена в свиту Марии Тюдор (1496~1533 гг.), младшей сестры Генриха VIII. Мария уже представляла себя супругой немолодого французского короля Людовика XII (1462~1515 гг.), но тот умер, и пришлось ей возвращаться в Англию. Анна же осталась во Франции и семь лет была фрейлиной королевы Клод Французской (1499~1524 гг.). (6)

В 1520 г. отношения двух соседних стран (как и ожидалось) вновь испортились и Анна, по настоянию отца, вернулась в Англию. Девушку хотели выдать замуж за кузена по отцовской линии, с тем, чтобы урегулировать давний и запутанный династический спор. Но брак по расчёту был сорван, очевидно, не без участия самой Анны.

Она же, тем временем, быстро освоилась при дворе Генриха VIII и даже снискала популярность. Её изысканные манеры и одежды, приятный голос, безупречный французский язык, лёгкость в исполнении танцев, жизнерадостность покоряли придворных. Анна наслаждалась вниманием со стороны поклонников, но держала дистанцию, опасаясь участи родной сестры Марии, которая, по слухам, имела интимную связь с французским королём Франциском I (1494~1547 гг.) и некоторыми вельможами из его окружения, а по возвращении к английскому двору стала наложницей короля Генриха VIII.

Первая встреча Анны с Генрихом VIII произошла в 1522 г. К этому моменту король охладел к своей первой супруге, так и не подарившей ему долгожданного наследника, а чересчур доступные и недалёкие фаворитки наскучили ему. Напротив, молодая, умная, обаятельная и грациозная Анна Болейн принимала от монарха знаки внимания с достоинством и сдержанностью: судьба очередной фаворитки короля не прельщала её. Впрочем, всё это не мешало Анне «крутить» романы «на стороне».

Как ни пытался Генрих соблазнить девушку, та была непреступна. Несмотря на почти семилетние отношения (до брака в 1533 г.), у исследователей нет свидетельств, что Анна и король имели интимную связь. Любовные письма Генриха — тому подтверждение. В конце концов Генрих VIII сделал Анне предложение, от которого она уже не могла отказаться: стать его законной женой и королевой Англии.

К 500-летию коронации Генриха VIII. Танцы с Анной Болейн. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1258
К 500-летию коронации Генриха VIII. Танцы с Анной Болейн. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1258
К 500-летию коронации Генриха VIII. Танцы с Анной Болейн. Острова Гернси, 30 июля 2009 г. Каталог Michel: №1258

Но теперь у Генриха возникла другая головная боль — как расторгнуть прежний брак. В Европе было неспокойно: полыхали Итальянские войны, набирала силу Реформация, с юго-востока тяжёлой тучей нависала Османская империя… В этих условиях Ватикан, занятый «более серьёзными делами», лишь создавал видимость судебного процесса и не спешил аннулировать брачный союз Генриха с Екатериной Арагонской. За это время Анна переболела т.н. английской потливой горячкой (7) и едва выжила. Генрих же не добившись «правды» в церковном суде, перенёс дело о своём разводе в суд гражданский (суд учёных мужей европейских университетов). Так он сделал первый шаг к разрыву Англии с католицизмом. Масла в огонь подлил и новый советник короля — Томас Кромвель (ок.1485~1540 гг.) — ярый сторонник реформирования католической церкви, очевидно влиявший и на Анну Болейн.

В 1532 г. Генрих и Анна тайно обвенчались, после чего Анна осчастливила короля новостью о своей беременности. Для легитимности брака 25 января 1533 г. в Лондоне состоялась вторая церемония венчания, а уже в мае предыдущий брак короля был объявлен незаконным и аннулированным, а брак Генриха VIII и Анны — действительным.

К 500-летию коронации Генриха VIII. Рисунок с портрета Анны Болейн. // Гибралтар, 10 января 2009 г. Каталог Michel: №1309
К 500-летию коронации Генриха VIII. Рисунок с портрета Анны Болейн. // Гибралтар, 10 января 2009 г. Каталог Michel: №1309
К 500-летию коронации Генриха VIII. Рисунок с портрета Анны Болейн. // Гибралтар, 10 января 2009 г. Каталог Michel: №1309

1 июня 1533 г. Анна Болейн короновалась, став т.н. королевой-консортом. (8) Ответ Ватикана был предсказуем: папа Климент VII отлучил мятежного Генриха от церкви. Но королю было не до этого, ведь он с нетерпением ожидал рождения наследника.

7 сентября 1533 г. Анна родила... дочь, которую нарекли Елизаветой (1533~1603 гг.). Английский королевский двор оцепенел. Все придворные лекари и астрологи, предсказывавшие рождение мальчика, старались не попадаться Генриху на глаза. Традиционный турнир в честь рождения наследника был отменён…

Генрих, продолжив пикировку с Ватиканом, развеял тревогу Анны, и в специальном акте о престолонаследии провозгласил Елизавету наследницей престола, а Мэри (дочь от первого брака) незаконнорожденной. Новая беременность Анны вызвала у Генриха приступ небывалой щедрости: он завалил жену подарками. Анна буквально купалась в нарядах, обновляла резиденции в соответствии со вкусами своего благоверного… Выкидыш прервал этот праздник жизни. Генрих стал подумывать о новом разводе, но после недолгого отчуждения вновь приблизил супругу к себе, тем более, что Анна сообщила ему о новой беременности.

В начале 1536 г. умерла Екатерина Арагонская. Королевская чета облачилась в одежды жёлтого цвета. В Англии жёлтый — символ радости и празднеств. Но не спешите осуждать Генриха и Анну. Возможно, они хотели тем самым выразить свою печаль, ведь в Испании (на родине Екатерины) жёлтый — цвет скорби, дополняющий чёрный.

Сознавала ли Анна шаткость своего положения? Бесспорно! К тому же, Генрих стал всё чаще поглядывать на Джейн Сеймур (1508~1537 гг.), фрейлину королевы. Падение Генриха с лошади во время турнира повергло Анну в состояние шока. Король несколько часов не мог прийти в сознание… А тут ещё эта нахальная Джейн! Новый выкидыш стал, по словам испанского посла, началом конца королевского брака. Генрих поправился и ошарашил Анну заявлением, что женился на ней против воли, под воздействием колдовских чар.

Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Генрих VIII. Художник Ганс Гольбейн Младший (1497~1543 гг.). 1536 г. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания,  21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2751
Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Генрих VIII. Художник Ганс Гольбейн Младший (1497~1543 гг.). 1536 г. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания, 21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2751
Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Генрих VIII. Художник Ганс Гольбейн Младший (1497~1543 гг.). 1536 г. Национальная портретная галерея, Лондон. // Великобритания, 21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2751

Некоторые исследователи убеждены, что за трагедией Анны маячит тень Томаса Кромвеля, с которым королева часто спорила по поводу распределения конфискованных средств церкви. Короче, Анну обвинили в государственной измене, в супружеской неверности монарху, а также в инцесте «за связь с родным братом» Джорджем (1504~1536 гг.). Этих трёх обвинений с лихвой хватило для того, чтобы отправить неугодную королеву на костёр. (9)

Многих друзей Анны объявили её любовниками. Тех из них, кто был не столь знатен и богат, жестоко пытали, сломав морально и физически.

17 мая 1536 г. Джордж Болейн и другие «прелюбодеи» были казнены. В тот же день констебль (по сути, начальник) замка Тауэр сообщил, что узница Анна Болейн готова умереть. Генрих «сжалился» над бывшей супругой и заменил казнь через сожжение… на обезглавливание мечом.

19 мая перед рассветом Анна прослушала мессу и дважды (до и после принятия Св. Причастия) поклялась, что всегда была верна королю. С восходом солнца, сопровождаемая двумя фрейлинами, Анна взошла на эшафот и произнесла краткую речь. С неё сняли мантию из меха горностая, волосы Анна убрала под койф. (10) Молитва и прощание с фрейлинами не заняли много времени. Бывшая королева опустилась на колени, а одна из фрейлин завязала ей глаза. Последние слова Анны дошли до нас: «О, Господь, смилуйся надо мной… Христу я поручаю душу мою. Иисус, прими мою душу». Палач-мечник (настоящий профи!) отсёк бренную голову одним ударом.

Анна Болейн была похоронена в безымянной могиле в часовне Св. Петра в оковах, где обычно обретали покой и другие узники Тауэра. После того, как Елизавета, дочь Анны Болейн, взошла на английский престол (1558 г.), казнённую королеву реабилитировали.

Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Портрет Елизаветы I (фрагмент). Художник Квентин Метсис Младший (1543~1589 гг.). 1583 г. Национальная картинная галерея, Сиена. //  Великобритания, 21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2755
Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Портрет Елизаветы I (фрагмент). Художник Квентин Метсис Младший (1543~1589 гг.). 1583 г. Национальная картинная галерея, Сиена. // Великобритания, 21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2755
Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Портрет Елизаветы I (фрагмент). Художник Квентин Метсис Младший (1543~1589 гг.). 1583 г. Национальная картинная галерея, Сиена. // Великобритания, 21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2755

Елизавета I объявила свою несчастную мать героиней английской Реформации, мученицей, пострадавшей невинно.

ПРИДВОРНЫЕ ИНТРИГИ И СКАНДАЛЫ: ЖЁНЫ РЫЖЕЙ «СИНЕЙ БОРОДЫ». ЧАСТЬ I

Комментарии

1) Единственным выжившим ребёнком Екатерины Арагонской была дочь Мэри (1516~1558 гг.), будущая королева Мария Кровавая.

Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Портрет Марии Кровавой (фрагмент). Художник Антонис Мор (ок.1519~1576 гг.). 1554 г. Музей Прадо, Мадрид.  //Великобритания, 21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2754
Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Портрет Марии Кровавой (фрагмент). Художник Антонис Мор (ок.1519~1576 гг.). 1554 г. Музей Прадо, Мадрид. //Великобритания, 21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2754
Серия «Короли и королевы из дома Тюдоров». Портрет Марии Кровавой (фрагмент). Художник Антонис Мор (ок.1519~1576 гг.). 1554 г. Музей Прадо, Мадрид. //Великобритания, 21 апреля 2009 г. Каталог Michel: №2754

Мария прослыла ярой католичкой и «прославилась» гонениями на протестантов, за что и получила своё прозвище.

2) Любвеобильный Генрих имел сыновей «на стороне», но бастарды не могли рассчитывать на английский престол.

3) Елизавета Йоркская — мать Генриха VIII.

4) Мария, старшая сестра Анны Болейн, была одной из любовниц Генриха VIII и, с большой долей вероятности, любовницей французского короля Франциска I.

5) Маргарита Австрийская — дочь императора Священной Римской империи Максимилиана I (1459~1519 гг.) и Марии Бургундской (1457~1482 гг.). См. публикацию — «Женщины на троне», сюжет «Дамский мир».

6) Клод Французская — первая жена короля Франциска I.

7) Английская потливая горячка (английский пот) — инфекционное заболевание неясного происхождения, часто заканчивавшееся смертельным исходом в течение нескольких часов с момента появления первых симптомов. Свирепствовала в Англии времён Тюдоров (в 1485~1551 гг.).

8) Королева-консорт (королева-супруга) — жена правящего короля. Как правительница имеет равный с супругом социальный ранг и носит женский эквивалент монархического титула супруга, но не обладает политическими и военными полномочиями регента. Этим она отличается от властвующей королевы, имеющей все полномочия монарха и наследующей трон после смерти предшественника.

9) За подобные преступные деяния мужчин в Англии XVI в. казнили через повешение, потрошение и четвертование, а женщин сжигали заживо.

10) Койф — полотняный головной убор в виде капюшона или чепчика.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...