ЛитМузБес
26 subscribers

Рихард Вагнер — еще один музыкальный философ.

Что-то потянуло меня на масштабных и противоречивых личностей. Прошлая статья была о Скрябине, эта же – о Вагнере и его великих идеях.

Я очень тепло отношусь к музыке Вагнера. Еще в детстве отец зачем-то мне включал «Полет валькирий», который мне безумно нравился и нравится до сих пор. Но также отчасти соглашусь с критикой любимого моего Роберта Шумана: «Будь Вагнер так же мелодичен, как он умен, он был бы героем своего времени». Доля правды в этом есть. Если мелодии из опер многих композиторов врезаются в мозг (та же «Травиата» Верди!), то от Вагнера такого ожидать не стоит. Да и не рассчитывал он на это. Ведь оперы Вагнер писал не для развлечения публики, но для выражения собственной философской концепции, как позже будет делать и Скрябин. Так что же это за концепция?

Рихард Вагнер (1871 г.).
Рихард Вагнер (1871 г.).
Рихард Вагнер (1871 г.).

К счастью, концепцию Вагнера исследователям не нужно собирать по крупицам, раскиданным по письмам и записным книжкам. Композитор написал несколько теоретических работ, основная из которых – «Опера и драма» 1850 г. Читать её очень, ну очень трудно. Книга напоминает скорее не философский трактат, а какой-то поток сознания. Мысли автора плывут друг за другом, сплетаясь в причудливые узоры, неожиданно перескакивая от одной темы к другой… Вот где раздолье для книжных блогеров с Ютуба! Но мы тут не критиковать Вагнера собрались, так что оставим это.

Главный смысл работы – в изложении оперной реформы композитора. В этом труде Вагнер даёт практические указания для создания оперы нового типа и резко критикует произведения других композиторов, которые не соответствуют его эстетическим идеалам (особенно достаётся бедному Россини). 

Итак, по Вагнеру, опера должна:

1. Стать музыкальной драмой

Музыкальная драма должна:

1. Являться естественным соединением звука и слова, музыки и литературы;

2. Иметь сквозное развитие. Для этого Вагнер не использует классические оперные номера (арии, дуэты, речитативы), которые делят действие на фрагменты. Вместо этого он использует более крупное деление на сцены, как в драматическом театре.

3. Поэт и композитор должны существовать в одном человеке. Вагнер свято следовал собственному правилу, и все оперы написаны на его собственное либретто, даже самая ранняя «Феи».

4. Иметь лейтмотивную драматургию. Лейтмотив – мелодия или мелодический оборот, символизирующий персонажа, предмет (меч в «Кольце Нибелунгов», Любовный напиток в «Тристане и Изольде»), чувство или состояние (судьба, любовь, томление), место (Валгалла в «Кольце Нибелунгов»). Поздние оперы Вагнера практически целиком состоят из сочетания и чередования этих лейтмотивов. Также один лейтмотив может рождаться из другого лейтмотива. Они нужны для выражения музыкой того, что не может быть сказано словами. По мнению Вагнера, слово не может выразить всю глубину чувств человека, так что остаётся переложить эту функцию на оркестр. Слышат ли все эти хитросплетения зрители в театре? Вряд ли. Все это могут найти лишь въедливые теоретики, и то – в нотах.

5. Как уже говорилось ранее, вокальной партии опера Вагнера практически чужда песенность и навязчиво запоминающиеся мотивы. Скорее, она напоминает распевную декламацию.

6. Театр должен перестать быть местом для развлечения. Именно поэтому Вагнер абсолютно не стремился понравиться публике и шёл своим путем. Его твердость и упорство в этом восхищают меня. Восхищал Вагнер и герцога Людвига II Баварского. Герцог был личностью, склонной к эскапизму – уходу из реальности в фантастические грёзы. И убежище от серого мира он находил именно в операх Вагнера, наполненных невероятными событиями, героями и богами. Специально для постановок вагнеровских творений Людвиг построил оперный театр в Байройте, где до сих пор ежегодно проводится фестиваль, посвящённый операм Вагнера. 

Байрёйтский театр.
Байрёйтский театр.
Байрёйтский театр.

Да, идеи Вагнера не столь эксцентричны, как позже будет у Скрябина (который называл себя Богом – шутка ли!). Отношение к Вагнеру у коллег было противоречивым. Одни боготворили его, другие – жестоко критиковали. Музыку Вагнера можно любить, можно не любить. Но факт того, что он оставил яркий след в истории музыки, не требует доказательств.

P.S. Моя любима опера Вагнера – Лоэнгрин :)

Р. Вагнер "Опера и Драма" (русское издание).
Р. Вагнер "Опера и Драма" (русское издание).
Р. Вагнер "Опера и Драма" (русское издание).

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊