33 subscribers

НЕБЕСНАЯ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 4.

НЕБЕСНАЯ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 4.

Метаморфозы «стерегущих золото»

Легенда о Гиперборее, любимой Аполлоном стране, а, соответственно, и о грифонах, не ушла в небытие, а была в дальнейшем успешно развита древнегреческими историками. Но поразительно то, что все они в какой-то мере уклонились от детализации в описании внешнего вида этих монстров.

В V веке до н.э «отец истории» Геродот, повествуя о Гиперборее, хотя и называет стерегущих золото птиц «крылатыми чудовищами», но при этом не дает их подробного описания.

Почти столь же неопределенно сообщает о них и римлянин Плиний в своей «Естественной истории». Рисуя образ грифона, он говорит лишь о его размерах, «длинных ушах» и «изогнутом клюве».

И это тем более удивительно, что «портрет» этого монстра уже существовал. Подтверждением чему является найденная на территории современного Ирана печать с изображением грифона. Это свидетельство можно считать самым древнейшим – печати пять тысяч лет.

НЕБЕСНАЯ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 4.

Правда, с появлением этой находки возникли некоторые нестыковки во времени с периодом жизни грека Ариспия, побывавшего в Гиперборее лишь через две тысячи лет после того, как изображение грифона уже украсило иранскую печать...

Делать окончательные выводы по этому поводу весьма затруднительно, хотя варианты объяснения этому найти можно. Например, прежде всего можно поспорить с верностью трактовки изображения на печати; далее – предположить ошибку в определении ее «возраста»; более того, можно усомниться и в истинности существовании такой находки. А если подойти с другой стороны, то почему бы не предположить, что грек Ариспий жил значительно раньше, чем указывают древние историки?

В общем, дело темное, но для нас с вами существенно не это, а сам факт присутствия мифологического существа в сознании людей древних эпох, и еще то, что тысячелетиями грифон не сдавал своих позиций, а только усиливал их.

На активное включение человеческого воображения в создание образа грифона указывает прежде всего то, что нашими предками достаточно быстро была «обнаружена» связь грифов с богами – на первом этапе своей мифологической жизни именно они тянули колесницы богов.

НЕБЕСНАЯ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 4.

«Божественные» связи просматриваются и в том, что перьям грифонов приписали способность излечивать слепоту. Последнее, скорее всего, связано не с чем иным, как с вневременным и бессмертным магическим бизнесом – видимо, немало древних мошенников хорошо заработали на продаже перьев крупных птиц или на умело выполненных подделках!

Как существо, облик которого весьма расплывчат, грифоны были весьма удобным товаром для магического рынка. И потому нет ничего удивительного в том, что торговали не только их «перьями», но и другими частями тела. Например, когтями, точнее, не ими самими, а сосудами, выполненными из них (что-то типа кавказского рога для вина). Такой то ли рог, то ли коготь в виде великолепной чаши, изукрашенной ювелиром, несмотря на высокую цену, был тем товаром, за которым охотилась знать – ведь, темнея, коготь грифона предупреждал своего хозяина о наличии в вине яда!

НЕБЕСНАЯ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 4.

Добыть «перья», «когти» и прочие сувениры от грифона, разумеется, было не легко. Ведь, в соответствии с легендами, эти крылатые существа всегда сторонились смертных, избегали встреч с людьми, селились в труднодоступных горах и ущельях. И если человек посягал на оберегаемые ими сокровища, то он находил свою смерть в когтях чудовищных птиц, золотых, как охраняемый ими металл, и сильных, как львы.

Итак, древние легенды подарили о грифонах следующие сведения: эти существа – огромные птицы, они охраняют золото, они сильны и свирепы, как львы.

Так стоит ли удивляться тому, что досточтимый сэр Мандевиль, чье описание грифонов (см. Часть 2) считается первым наиболее полным, объединил эти особенности загадочного существа в единый образ?

Гиппогриф

С грифонами связан еще один собирательный образ, но уже второго порядка. Это гиппогриф. Рождением своим это чудовище обязано исключительно человеческой игре ума.

Началось все с того, что в I веке до н.э. римский поэт Марон Публий Вергилий озвучил идею «скрестить коня и грифа» в качестве иллюстрации к понятиям «невозможности и несообразности». А четырьмя веками позже комментатор Вергилия Сервий разъяснил, что великий поэт на самом деле никого не собирался скрещивать, и для убедительности подкрепил свое мнение утверждением, что «грифы ненавидят лошадей». Так появилась новая деталь в сказке о грифах.

Со временем выражение "jungentum iam grypes equis" ("скрещивать грифа с лошадьми" (лат.)), стало поговоркой; которая в начале XVI века вдохновила итальянского поэта Лудовико Ариосто придумать гиппогрифа.

НЕБЕСНАЯ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 4.

В его рыцарской поэме «Неистовый Роланд» дано подробное описание этого мифического существа второго порядка:

Не призрачный под магом конь - кобылой

На свет рожден, отцом его был гриф;

В отца он птицей был ширококрылой, -

В отца весь спереди; как тот, ретив;

Все остальное, как у матки, было,

И назывался конь тот - гиппогриф.

И это не единственная и не последняя метаморфоза, происходившая с грифоном в ушедшие эпохи. Но, отбросив не прижившиеся черты и утвердившись в образе полуорла-полульва, он, сочетающий в себе царя зверей и царя птиц и символизирующий силу земли и небес, занял в жизни людей почетное место…

Приглашаем тех, кто заинтересовался этой темой и хотел бы узнать продолжение, подписаться на наш канал, чтобы всегда быть в курсе новых материалов. Не забывайте ставить лайки, чтобы мы могли оценить степень вашего интереса к нашей работе!