Саратов, часть 3: от Заводского сквера до Центрального парка

173 full reads

Саратов, хоть и не такой непропорционально длинный и узкий, как соседний Волгоград, но всё же очень вытянут вдоль Волги, вслед за промышленными предприятиями. Особенно это относится к Заводскому району, по которому фактически одна дорога (если не считать той части, что за железной дорогой) – проспект Энтузиастов. Он переходит в улицу Орджоникидзе, а та, приближаясь к центральной части города, превращается в улицу Чернышевского.

Вокруг них – преимущественно промзоны во главе с закрытым несколько лет назад авиазаводом, территория которого уже активно застраивается. Интересно, что в народе этот район устойчиво называется «Комбайном», поскольку в 30-х годах завод занимался производством сельхозтехники, но уже к концу того же десятилетия был перепрофилирован в авиационный. По крайней мере, мои саратовские родственники, независимо от возраста, говорят про это место «Комбайн».

1.
1.

Район бывшего авиазавода я показывал в постах о прошлых путешествиях в Саратов, так что его в этот раз пропустим и начнём со сквера Кривохижина (он же Заводской). Он расположен при «слиянии» проспекта Энтузиастов с улицей Орджоникидзе. Раньше тут стояла странноватая скульптура «Диалоги о Саратове», но её демонтировали – то ли временно, то ли насовсем.

2.
2.

Тихвинский храм построен совсем недавно – в 2016-2019 гг., он представляет собой копию снесённой Никольской церкви Крестовоздвиженского монастыря в центре города.

3.
3.

Сталинка на другой стороне улицы.

4.
4.

Здание завода щелочных аккумуляторов, там же НИИ химических источников тока.

5.
5.

Пересекаю железнодорожную ветку, которая идёт к берегу Волги.

6.
6.

Промзона в развилке между двумя ж/д линиями.

7.
7.

Иду в сторону центра.

8.
8.

От железной дороги улица Орджоникидзе делает поворот на 90 градусов.

9.
9.

Потом ещё раз поворачивает – и прекращается в улицу Чернышевского, главную магистраль, которая идёт параллельно Волге через весь центр города.

10.
10.

Казанская церковь. Выглядит она как новодел, но в основе это церковь, построенная в начале 20 века.

11.
11.

Памятник защитникам саратовского неба (1983). Во время войны на этом месте находилась зенитная батарея.

12.
12.

Напротив – небольшой памятник Ленину в сквере около метизного завода.

13.
13.

Продолжаю путь по улице Чернышевского.

14.
14.

15.
15.

Вот ещё одна сталинка под снос. Даже удивительно, вокруг стоят деревянные развалюхи, и их никто не сносит, а тут добротный дом.

16.
16.

На другой стороне улицы, ближе к Волге, начинают появляться памятники дореволюционной промышленной архитектуры. Например, мельница Бореля (1876-1888).

17.
17.

Они перемежаются современными жилыми комплексами.

18.
18.

Гостиница «Олимпия».

19.
19.

Полиграфический комбинат. Тут я временно покидаю улицу Чернышевского и заворачиваю на Дегтярную, по которой раньше ходить не доводилось.

20.
20.

Здание народного училища (1907), ныне центр дополнительного образования Октябрьского района. Именно в этот район мы и вступили, покинув Заводской. Тут сделаю отступление и скажу, что районное деление в Саратове, как и во многих наших городах, не очень продуманно: Октябрьский район, как и соседний Фрунзенский, к примеру, включают территории по обе стороны железной дороги, которые друг с другом практически не связаны. Как мне кажется, логичней было бы объединить их «внутренние» части в один район, а «залинейные» – в другой.

21.
21.

Деревянные домики на Дегтярной.

22.
22.

Стадион «Спартак».

23.
23.

Портреты героев.

24.
24.

Здание церкви-школы Рязано-Уральской железной дороги (1898), сейчас это Никольский мужской монастырь.

25.
25.

Церковь, вид со двора.

26.
26.

За ней – интересный жилой дом, похоже, довоенный.

27.
27.

Техникум железнодорожного транспорта.

28.
28.

За ним, по каким-то хитрым проходам между современными элитными домами, выхожу к центральному парку, который покажу в следующей части повествования.