7 subscribers

Как получить должность интернет-маркетолога, что надо знать и уметь

Как получить должность интернет-маркетолога, что надо знать и уметь

Маркетинг - одно из самых динамичных направлений в бизнесе, а появление интернет-технологий только ускорило его развитие. Российский рынок интернет-коммерции растет самыми бурными темпами в мире: по данным исследовательского агентства Data Insight, в 2020 году он вырос на 58%, а к 2023 году увеличится еще на 34%. Перед специалистами по интернет-маркетингу в этих условиях открываются захватывающие перспективы – но и требования предъявляются серьезные. О том, что должен знать и уметь интернет-маркетолог, с чего начать и как построить карьеру в этой отрасли, рассказывают специалисты портала «КСК Эксперт».

Интернет-маркетолог: знакомство с профессией

Коммерческий успех любой компании основывается на трех столпах: продукт, клиент и система продаж. Маркетолог – человек, призванный не только ответить на вопросы «ЧТО продаем», «КОМУ продаем» и «КАК продаем», но и наладить сам механизм продаж: простой, действенный, с четкими критериями эффективности и возможностью настройки в быстро изменяющейся рыночной среде. Интернет-маркетолог делает это в онлайн-пространстве, и конвертирует виртуальный интерес к компании во вполне реальный поток заявок и прибыли. Чем лучше у него это получается – тем выше его ценность как специалиста. Так просто? Не совсем.Хорошая новость в том, что возможности для достижения целей у интернет-маркетолога почти безграничны. Приемы классического маркетинга, мощная аналитика, продающие тексты, графика и видео, возможность достучаться до клиента в любое время и в любой точке земного шара, управление репутацией – еще никогда арсенал маркетинга не был таким действенным, разнообразным и доступным. Минус в том, что за частоколом возможностей легко упустить из виду главное. Обычный маркетолог видит инструменты, хороший – цели, отличный – смыслы и ценности. Посредством сетевых технологий он способен превратить клиентов в союзников, соратников, приверженцев компании. Во всяком случае, суть в этом.

Что должен знать и уметь интернет-маркетолог

Такой подход требует от интернет-маркетолога солидных знаний и навыков. Основные из них:

  1. Знакомство с арсеналом классического маркетинга. Целевая группа и ее сегментирование, позиционирование продукта, конкурентная стратегия, формирование уникального торгового предложения, медиапланирование, разработка рекламных обращений – без этого багажа старт в профессии невозможен.
  2. Склонность к анализу и умение делать выводы. Анализ рынка и конкурентов, SWOT-анализ сильных и слабых сторон компании и продукта, анализ эффективности рекламы, умение читать и оценивать показатели колл-трекинга, сквозной и веб-аналитики по сервисам Яндекс.Метрики, Google Analytics или Date Studio дадут ясное представление, что и как надо сделать для достижения результата.
  3. Работа с текстами, графикой и видео. Знание основ копирайтинга и дизайна, понимание принципов производства аудио- и видеороликов, способность оценить качество сценария и готового продукта помогут сделать обращение понятным, убедительным и запоминающимся.
  4. Опыт работы с сайтами и SEO-оптимизации. Грамотное построение интернет-ресурса компании, удобство пользования, разнообразный и полезный контент – верный способ увеличить посещаемость сайта, вывести его в топ поисковой выдачи и получить растущий поток клиентов.
  5. Управление аккаунтами в социальных сетях (SMM – Social Media Marketing) – канал установления неформальных, доверительных отношений, способ донести ценности бренда, найти друзей и единомышленников, погасить негатив, подключить эмоции.
  6. Навыки управления персоналом, временем и бюджетом. Нельзя объять необъятное – для выполнения работ можно и нужно подключать узких специалистов: копирайтеров, контекстологов, программистов и т.д. Грамотно поставить задачу, обеспечить ресурсами, вовремя получить нужный результат – ценность талантов организатора и переговорщика в маркетинге переоценить невозможно.
  7. Умение объяснить свои действия заказчику и взять на себя ответственность – пожалуй, самое ценное качество интернет-маркетолога. Навыки презентации, способность уверенно и корректно отстоять свою точку зрения, найти убедительные аргументы, честно признать ошибки и сделать из них выводы – предпосылки для серьезного роста в профессии и доходах.К тому же методы и технологии интернет-маркетинга постоянно совершенствуются. Быстрая обучаемость и искренний интерес к своему делу – врожденные качества интернет-маркетолога. Остальному можно и научиться.

Пусть меня научат! Как прийти в профессию

Интернет-маркетинг – профессия новая, динамичная и порой парадоксальная. Поэтому классический путь овладеть специальностью – закончить ВУЗ и начать работу – возможен, но на поверку оказывается трудным и долгим. Преподаватели ВУЗа часто оторваны от реалий бизнеса, да и знания пятилетней давности к моменту получения диплома будут не слишком актуальны. Начинать придется с самых младших должностей и невысоких зарплат в компаниях, где энтузиазм котируется выше профессионализма. Еще один способ войти в профессию – стажировки в крупных компаниях: хорошей (и даже хоть какой-то) оплаты в это время можно не ждать, но проявить себя и получить предложение постоянной работы вполне реально.

Более интересная возможность – горизонтальный рост в структуре одного предприятия. Сотрудникам отдела продаж, разработки, технической поддержки и других направлений гораздо проще перейти в маркетинг – продукт, клиентов и организацию сбыта в компании они уже изучили. Остается проявить инициативу и договориться с руководителем маркетингового подразделения: перспективному сотруднику охотно пойдут навстречу.

Следующий канал притока кадров – персонал маркетинговых и рекламных агентств, веб-студий, фрилансеры и другие контрагенты, выполняющие отдельные работы по заявкам клиента. Хороший специалист нередко получает предложение перейти в структуру компании-заказчика. Возможна и обратная миграция: сотрудник находит свое призвание в узкой специализации, становится экспертом и уходит в команду таких же профессионалов. Вообще, опыт работы «по обе стороны баррикад» дает неоценимые знания нюансов, опыт и умение грамотно выстроить рабочий процесс.

Наконец, самый логичный путь – вертикальный рост. По мере приобретения опыта и знаний начинающий сотрудник становится все более ценным специалистом, и может рассчитывать на повышение в должности – или переход на вышестоящую позицию в другую компанию. Серьезным подспорьем в развитии становятся курсы интернет-маркетологов – как фундаментальные, так и шлифующие отдельные направления интернет-маркетинга. Так что добиться серьезных достижений в такой активной области можно быстро.

Перспективы карьеры в интернет-маркетинге

Многогранность маркетинга дает возможность найти собственный путь и отточить те навыки, которые человек считает самыми сильными. Поэтому правильнее обозначить целые направления развития интернет-маркетолога.

  • Эксперты в узкой области. Такой человек концентрируется на чем-то одном, но разбирается в своем деле досконально. Копирайтинг, аналитика, web-дизайн, PR-менеджмент, контекстная реклама – чем круче навыки, тем больше востребованность и выше доход такого профессионала. С определенного уровня он сам диктует условия, и клиенты с радостью на них соглашаются: результат окупает любые запросы. Как говорят в балете, «балерин много, прима – одна».
  • Бренд-менеджеры («дирижеры»). Эти сотрудники отвечают за весь жизненный цикл продукта – от идеи до контроля продаж, координируя на этом пути работу узких специалистов вне и внутри компании. Их кругозор гораздо шире, а знания более системны. Среди них чаще встречаются «Т-специалисты», которые глубоко разбираются в одной области, но имеют подготовку по всему комплексу маркетинговых активностей.·       Менеджер среднего (начальник отдела маркетинга) и высшего звена (директор по маркетингу). Эти люди отвечают за «маркетинг смыслов», определяют ценности и философию бренда, умеют мыслить стратегически, понять потребности и «боли» клиентов, предложить решение и убедить в его преимуществах. В их подчинении целая команда маркетологов, поэтому в их основные компетенции обязательно входит управление персоналом. Область эта специфическая, и подходит далеко не каждому: отличный специалист может быть посредственным управленцем. Но если мозаика сложилась – это прямой путь в топ-менеджмент предприятия.
  • Генеральный директор или владелец компании, который вырос из маркетолога – обычно лучший руководитель для любого бизнеса. Он строит бизнес-процессы так, чтобы удовлетворить потребности клиента – и даже предугадать их. При таком руководстве успех практически неизбежен: работать с ним – большая удача.Работа в интернет-маркетинге неплохо оплачивается: по данным платформы Serpstat, средняя зарплата интернет-маркетолога на фрилансе – 700 долл/мес, в структуре компании – 800 долл/мес, на западных рынках – 1300 долл/мес. При этом специалист может вести несколько проектов, либо совершенствоваться в выбранной сфере – доход от этого только растет.

Пора подвести итоги. Интернет-маркетолог – интересная, престижная, востребованная профессия, перспективы которой растут вместе с ростом рынка интернет-продвижения. Если вы решили ей овладеть – смелее вступайте в бой, растите и развивайтесь. А портал «КСК Эксперт» всегда вам в этом поможет!

Предоставлено командой КСК ЭКСПЕРТ