Совсем недавно был трогательный день – ваш ребенок пошел в первый класс! Торжественная линейка, море цветов. И учебная неделя – все так ново и интересно. Но прошло пару месяцев, и недавний малыш стал непохож сам на себя: то плачет, то грубит, ленится, спорит – как общаться с младшеклассником?
Кризис семи лет: причины проявления и польза для развития
Возрастные кризисы только условно делятся на конкретные годы жизни. Многое зависит от развития ребенка и его окружения. Но есть признанные психологами и педагогами изменения в поведении школьника 6-8 лет:
- Раздражительность, агрессивность или плаксивость в зависимости от характера и темперамента.
- Разное поведение в школе и дома. Понимают, как нужно выглядеть «на людях», чтобы произвести впечатление.
- Стремление к самостоятельности.
- Споры со значимыми взрослыми, главный авторитет в этот период – учитель.
- Осознанное поведение. Знают, где схитрить или приукрасить, скрыть.
- «Симптомы» перегруженности нервной системы: рассеянность, леность, вспыльчивость или слезливость.
- Проблемы с учебой: неумение концентрироваться, следовать правилам, отвлечение на гаджеты.
Причина изменившегося поведения – это необходимый физиологически обусловленный скачок в развитии, а также новая ведущая деятельность. Формирование навыков и необходимых качеств продолжается несколько лет.
Как родителям улучшить общение с младшеклассником
Привыкание к школьному распорядку, новому коллективу, работа в классе и уроки – все непривычно. К тому же появляется необходимость выстраивать отношения с педагогами и ровесниками.
Как себя вести родителям с детьми:
- Не уподобляться ребенку и не «выходить» на эмоции.
- Проявлять терпение и понимание, но не позволять любое поведение.
- Проводить продуктивное время с ребенком каждый день. Это разговоры «по душам». Важно выслушивать, а не получать только ту информацию, какая обычно интересует взрослого – что ел, как себя вел, какие получил оценки.
- Не разрушать авторитет педагогов из собственной ревности.
- Выделять обязательно время для «ничегонеделанья», игр и прогулок. Ребенок не может только учить уроки и заниматься в кружках, так как это предполагает собранность и подчинение алгоритму.
Школьник младшего класса жаждет самостоятельности, потому что считает, что тогда будет вести себя, как хочет, потому что «уже вырос». Он не осознает, что за поступками идут последствия, пока слабо прослеживает логику событий. Родители не должны пускать воспитание на самотек.
Нельзя лишать детей ласки, любви и внимания ни по какой причине. Как бы ребенок себя ни вел, какие бы ни были результаты его учебы, он остается для вас родным и самым близким.
Главное – помните, что успешная адаптация ребенка к школе в начальных классах повлияет на его дальнейшие «отношения» с учебой. Не нужно требовать слишком много, но разумные правила необходимы. Сохраните доверительные отношения с ребенком 7-10 лет, тогда вы будете в курсе его проблем в дальнейшем и сможете помочь ему.
Уважаемые родители, а вы замечали перемены в своем ребенке? Как справлялись с этим?
Читайте еще: