7 января был спущен на воду последний, 13-й по счету амфибийно-десантный транспорт-док класса "Сан Антонио": LPD-29 Richard M McCool Jr.
Этот корабль ознаменовал завершение программы строительства "Сан Антонио" Flight I. Поставка LPD-29 флоту ожидается в конце 2023 года.
В апреле 2020 года начались работы над первым кораблем второго этапа программы Flight II - LPD-30 Harrisburg.
15 января 2022 года стало известно, что заключен контракт на строительство USS Pittsburgh LPD-31 - второго корабля этапа Flight II.
В чем отличие этапов программы? Давайте разбираться.
Первый этап Flight I
Десантные транспорты-доки класса "Сан-Антонио" строились с 2000 года, головной корабль вступил в строй в 2006 году, и на сегодняшний день 12 кораблей в составе ВМС США, плюс ещё один технически на воде. Корабли этого класса должны были заменить целых пять разных классов за раз: десантные транспорты-доки «Кливленд» и «Трентон», десантные корабли-доки «Анкоридж», танкодесантные корабли «Ньюпорт» и десантные грузовые суда типа «Чарльстон».
Первоначальная расчетная цена составляла 890 миллионов долларов за единицу, но в ходе постройки стоимость чуточку выросла до 1,6 миллиарда.
За что я плачу такие деньги, Билли?!
Вот за что. "Сан Антонио" должен был стать торжеством новейших военных технологий, воплощенных в десантном корабле. Вот его ключевые возможности.
1. Класс "Сан Антонио" - десантная платформа для сетецентрических войн. Он оснащен всеми необходимыми для этого средствами связи и управления.
2. На "Сан Антонио" базируются конвертопланы MV-22 "Osprey", экспедиционные боевые машины, десантные корабли на воздушной подушке LCAC - то есть современные средства доставки десанта. А в перспективе - будущие средства доставки морских пехотинцев на берег.
3. Класс оснащен интегрированной системой самозащиты корабля (SSDS). Система объединяет радары и другие датчики и управляет системами вооружения, например ЗРК Rolling Airframe Missile (RAM), для автоматического быстрого реагирования на воздушные угрозы. Комплекс способен вести огонь по крылатым и противокорабельным ракетам.
4. Корабль построен с использованием методов снижения радиолокационной заметности. Особого внимания заслуживает мачта: она имеет закрытую конструкцию из частотно-селективного композитного материала. Он пропускает излучения собственных радиотехнических средств, например навигационного радара, но при этом отражает/частично поглощает зондирующие сигналы РЛС противника. Это значительно снижает радиолокационную заметность.
5. Корпус имеет улучшенную защиту от ударной волны и осколков.
6. На борту волоконно-оптическая сеть SWAN, соединяющая бортовые интегрированные системы. Это позволяет гибко настраивать конфигурацию, а в дальнейшем обновлять и заменять оборудование.
Ранее рассматривалась возможность установки системы вертикального пуска (VLS) на корабли класса "Сан-Антонио", чтобы они могли применять управляемое ракетное оружие для поддержки десанта. Первоначальная концепция корабля включала в себя две 8-секционных Mk 41 VLS в носовой части, но пока на классе "Сан Антонио" этого оружия нет, и неизвестно, будет ли вообще.
Второй этап Flight II
Если вы думаете, что во второй части программы будет создано нечто ещё более совершенное, по-американски мощное и летальное, то вы ошибаетесь. Иногда деньги приходится считать даже американцам, и это тот самый случай. Цель Flight II - снижение затрат.
Flight II имеет несколько урезанные характеристики в угоду экономии бюджетных средств. Если класс "Сан Антонио" заменил десантные транспорты-доки «Кливленд» и «Трентон», то его версия Flight II заменит корабли-доки "Уидби Айленд" и "Харперс Ферри" (о тонкостях классификации кораблей десанта можно почитать тут).
Итак, отличия Flight II:
- композитная мачта заменена обычной стальной;
- уменьшен ангар, вмещающий два конвертоплана MV-22;
- уменьшено вдвое медицинское отделение;
- уменьшен док (по-прежнему вмещает два LCAC или один LCU);
- уменьшена десантная вместимость;
- вместо четырех дизелей будут стоять два;
- будет установлена 3-координатная РЛС Enterprise Air Surveillance Radar (EASR), аналогичная устанавливается на авианосцах "Джеральд Форд" и удк класса "Америка".
Таким образом, хотя Flight II и поубавил немного в боевой мощи, тем не менее ключевые возможности класса "Сан Антонио" он таки сохранил.
На самом деле, некоторые позиции снижения стоимости уже применены к классу "Сан Антонио": последние корабли проекта "Fort Lauderdale" (LPD-28) и "Richard M McCool Jr." (LPD-29) являются переходными к Flight II.
Экономия средств заключается не в уменьшении габаритов и урезании характеристик. Класс "Сан Антонио Flight II" - это проект, выбранный для реализации программы создания и строительства класса боевых десантных кораблей LX (R). В рамках этой программы рассматривались четыре варианта достижения цели: принять класс "Сан-Антонио" как есть, модифицировать конструкцию "Сан-Антонио" со снижением затрат, создать совершенно новый дизайна «с чистого листа» или принять на вооружение иностранный дизайн. Второй вариант посчитали наиболее экономичным и целесообразным.
Что дальше?
Программа Flight II предусматривает строительство 13 кораблей. Первый (LPD-30) уже заложен и находится в стадии строительства корпуса. Контракт на постройку второго уже заключен, а в дальнейшем планируется +1 контракт в год.
Стоимость головного корабля LPD-30 второго этапа проекта составляет 1,47 миллиарда долларов (действительно, немного сэкономили).
Следует отметить, что в США до сих пор нет долговременного плана строительства кораблей. Американские судостроители не раз заявляли, что для нормального функционирования отрасли необходим план хотя бы на 10 лет, а лучше - на 30.
Вероятно, программы строительства "в долгую" не принимаются, чтобы сохранить какую-то гибкость в расходовании оборонного бюджета, и иметь возможность маневра средствами ввиду меняющейся геополитической обстановки.
Спасибо за внимание!
Понравилась публикация? Статья была полезной? Тогда пожалуйста, поддержите автора - подпишитесь на канал и порекомендуйте материал друзьям.
Если нашли неточность, дайте знать в комментариях.
#вмс сша #флот #новости #вооружение #оружие #военная техника #корабль #десант #сша #нато