743 подписчика

Чего ждать от нового этапа строительства десантных кораблей класса San Antonio?

151 прочитал
Спуск на воду последнего десантного корабля класса «Сан-Антонио Flight I». (фото Хантингтон Ингаллс Индастриз)
Спуск на воду последнего десантного корабля класса «Сан-Антонио Flight I». (фото Хантингтон Ингаллс Индастриз)

7 января был спущен на воду последний, 13-й по счету амфибийно-десантный транспорт-док класса "Сан Антонио": LPD-29 Richard M McCool Jr.

Этот корабль ознаменовал завершение программы строительства "Сан Антонио" Flight I. Поставка LPD-29 флоту ожидается в конце 2023 года.

В апреле 2020 года начались работы над первым кораблем второго этапа программы Flight II - LPD-30 Harrisburg.

15 января 2022 года стало известно, что заключен контракт на строительство USS Pittsburgh LPD-31 - второго корабля этапа Flight II.

В чем отличие этапов программы? Давайте разбираться.

LPD-28 - это переходная версия корабля от Flight I к версии Flight II. В первую очередь это заметно по антенным мачтам.(Huntington Ingalls фото)
LPD-28 - это переходная версия корабля от Flight I к версии Flight II. В первую очередь это заметно по антенным мачтам.(Huntington Ingalls фото)

Первый этап Flight I

Десантные транспорты-доки класса "Сан-Антонио" строились с 2000 года, головной корабль вступил в строй в 2006 году, и на сегодняшний день 12 кораблей в составе ВМС США, плюс ещё один технически на воде. Корабли этого класса должны были заменить целых пять разных классов за раз: десантные транспорты-доки «Кливленд» и «Трентон», десантные корабли-доки «Анкоридж», танкодесантные корабли «Ньюпорт» и десантные грузовые суда типа «Чарльстон».

"Мокрый док" корабля. По истине огромный.
"Мокрый док" корабля. По истине огромный.

Первоначальная расчетная цена составляла 890 миллионов долларов за единицу, но в ходе постройки стоимость чуточку выросла до 1,6 миллиарда.

За что я плачу такие деньги, Билли?!

Вот за что. "Сан Антонио" должен был стать торжеством новейших военных технологий, воплощенных в десантном корабле. Вот его ключевые возможности.

1. Класс "Сан Антонио" - десантная платформа для сетецентрических войн. Он оснащен всеми необходимыми для этого средствами связи и управления.

2. На "Сан Антонио" базируются конвертопланы MV-22 "Osprey", экспедиционные боевые машины, десантные корабли на воздушной подушке LCAC - то есть современные средства доставки десанта. А в перспективе - будущие средства доставки морских пехотинцев на берег.

3. Класс оснащен интегрированной системой самозащиты корабля (SSDS). Система объединяет радары и другие датчики и управляет системами вооружения, например ЗРК Rolling Airframe Missile (RAM), для автоматического быстрого реагирования на воздушные угрозы. Комплекс способен вести огонь по крылатым и противокорабельным ракетам.

4. Корабль построен с использованием методов снижения радиолокационной заметности. Особого внимания заслуживает мачта: она имеет закрытую конструкцию из частотно-селективного композитного материала. Он пропускает излучения собственных радиотехнических средств, например навигационного радара, но при этом отражает/частично поглощает зондирующие сигналы РЛС противника. Это значительно снижает радиолокационную заметность.

5. Корпус имеет улучшенную защиту от ударной волны и осколков.

6. На борту волоконно-оптическая сеть SWAN, соединяющая бортовые интегрированные системы. Это позволяет гибко настраивать конфигурацию, а в дальнейшем обновлять и заменять оборудование.

"Сан Антонио" в его первой инкарнации проходит Суэцкий канал. Визитная карточка - композитные восьмиугольные мачты.
"Сан Антонио" в его первой инкарнации проходит Суэцкий канал. Визитная карточка - композитные восьмиугольные мачты.

Ранее рассматривалась возможность установки системы вертикального пуска (VLS) на корабли класса "Сан-Антонио", чтобы они могли применять управляемое ракетное оружие для поддержки десанта. Первоначальная концепция корабля включала в себя две 8-секционных Mk 41 VLS в носовой части, но пока на классе "Сан Антонио" этого оружия нет, и неизвестно, будет ли вообще.

Второй этап Flight II

Если вы думаете, что во второй части программы будет создано нечто ещё более совершенное, по-американски мощное и летальное, то вы ошибаетесь. Иногда деньги приходится считать даже американцам, и это тот самый случай. Цель Flight II - снижение затрат.

Flight II имеет несколько урезанные характеристики в угоду экономии бюджетных средств. Если класс "Сан Антонио" заменил десантные транспорты-доки «Кливленд» и «Трентон», то его версия Flight II заменит корабли-доки "Уидби Айленд" и "Харперс Ферри" (о тонкостях классификации кораблей десанта можно почитать тут).

Flight II заменит устаревающий класс "Уидби Айленд"
Flight II заменит устаревающий класс "Уидби Айленд"

Итак, отличия Flight II:

  1. композитная мачта заменена обычной стальной;
  2. уменьшен ангар, вмещающий два конвертоплана MV-22;
  3. уменьшено вдвое медицинское отделение;
  4. уменьшен док (по-прежнему вмещает два LCAC или один LCU);
  5. уменьшена десантная вместимость;
  6. вместо четырех дизелей будут стоять два;
  7. будет установлена 3-координатная РЛС Enterprise Air Surveillance Radar (EASR), аналогичная устанавливается на авианосцах "Джеральд Форд" и удк класса "Америка".
Так в 2016 году Huntington Ingalls предлагали модифицировать "Сан Антонио"...
Так в 2016 году Huntington Ingalls предлагали модифицировать "Сан Антонио"...

Таким образом, хотя Flight II и поубавил немного в боевой мощи, тем не менее ключевые возможности класса "Сан Антонио" он таки сохранил.

...а так он скорее всего будет выглядеть в металле.
...а так он скорее всего будет выглядеть в металле.

На самом деле, некоторые позиции снижения стоимости уже применены к классу "Сан Антонио": последние корабли проекта "Fort Lauderdale" (LPD-28) и "Richard M McCool Jr." (LPD-29) являются переходными к Flight II.

Мачты уже не те. Обычные стальные вместо восьмигранных из композита (переходный "Fort Lauderdale" этапа Flight I, HII Photo)
Мачты уже не те. Обычные стальные вместо восьмигранных из композита (переходный "Fort Lauderdale" этапа Flight I, HII Photo)

Экономия средств заключается не в уменьшении габаритов и урезании характеристик. Класс "Сан Антонио Flight II" - это проект, выбранный для реализации программы создания и строительства класса боевых десантных кораблей LX (R). В рамках этой программы рассматривались четыре варианта достижения цели: принять класс "Сан-Антонио" как есть, модифицировать конструкцию "Сан-Антонио" со снижением затрат, создать совершенно новый дизайна «с чистого листа» или принять на вооружение иностранный дизайн. Второй вариант посчитали наиболее экономичным и целесообразным.

Что дальше?

Программа Flight II предусматривает строительство 13 кораблей. Первый (LPD-30) уже заложен и находится в стадии строительства корпуса. Контракт на постройку второго уже заключен, а в дальнейшем планируется +1 контракт в год.

Стоимость головного корабля LPD-30 второго этапа проекта составляет 1,47 миллиарда долларов (действительно, немного сэкономили).

Следует отметить, что в США до сих пор нет долговременного плана строительства кораблей. Американские судостроители не раз заявляли, что для нормального функционирования отрасли необходим план хотя бы на 10 лет, а лучше - на 30.

Вероятно, программы строительства "в долгую" не принимаются, чтобы сохранить какую-то гибкость в расходовании оборонного бюджета, и иметь возможность маневра средствами ввиду меняющейся геополитической обстановки.

Спасибо за внимание!

Понравилась публикация? Статья была полезной? Тогда пожалуйста, поддержите автора - подпишитесь на канал и порекомендуйте материал друзьям.

Если нашли неточность, дайте знать в комментариях.

#вмс сша #флот #новости #вооружение #оружие #военная техника #корабль #десант #сша #нато