За что пилоты США так не любили этот самолет? | Диванные войска | Яндекс Дзен
33 subscribers

За что пилоты США так не любили этот самолет?

115 full reads
158 story viewsUnique page visitors
115 read the story to the endThat's 73% of the total page views
2 minutes — average reading time

Военная техника редко с первого раза получается эффективной, надежной и недорогой. Некоторые образцы дорабатываются десятилетиями, пока не начнут соответствовать требованиям военных. И огромные бюджеты отнюдь не гарантируют, что изделие будет идеальным.

CV-22 летит над Дубаем
CV-22 летит над Дубаем
CV-22 летит над Дубаем

Именно такая история связана с серией машин V-22 "Оспри". На сегодняшний день "Оспри" является единственным серийно выпускаемым конвертопланом и обладает рядом уникальных характеристик. Однако, иногда за хорошую технику приходится платить не только долларами, но и человеческими жизнями.

Передняя часть самолета
Передняя часть самолета
Передняя часть самолета

Что с ним не так?

Зачастую проект на бумаге выглядит гораздо лучше, чем получается в металле. Многие технические трудности и побочные физические явления крайне сложно спрогнозировать в теории, и проявляются они уже на действующих образцах.

Первое и, к сожалению, не последнее крушение V-22 в 1991 году
Первое и, к сожалению, не последнее крушение V-22 в 1991 году
Первое и, к сожалению, не последнее крушение V-22 в 1991 году

Во время эксплуатации первых V-22 американцы столкнулись с явлением "вихревого кольца": вращающиеся по-вертолётному винты создают под собой тороидальный вихревой поток, в который "проваливается" самолет.

"Оспрей", потерпевший крушение в декабре 2016 года. Экипаж был спасен.
"Оспрей", потерпевший крушение в декабре 2016 года. Экипаж был спасен.
"Оспрей", потерпевший крушение в декабре 2016 года. Экипаж был спасен.

Влияние вихревого потока обнаружено давно, и на сегодняшний день принят ряд мер, чтобы избегать его воздействия. Тем не менее, относительно недавно рециркуляция воздуха вновь стала причиной гибели людей. "Оспрей", совершавший посадку на борт десантного корабля "Грин бэй", "провалился" в воздушную воронку, вызванную отражением потока от палубы. В результате самолет рухнул в воду, троих человек спасти не удалось.

Поисково-спасательная операция на месте крушения самолета, взлетавшего с борта удк "Грин бэй"
Поисково-спасательная операция на месте крушения самолета, взлетавшего с борта удк "Грин бэй"
Поисково-спасательная операция на месте крушения самолета, взлетавшего с борта удк "Грин бэй"

C 1991 года с "Оспреем" произошло более 50 нештатных ситуаций, аварий и катастроф, которые унесли 43 человеческие жизни. Многочисленные происшествия несколько раз едва не привели к закрытию программы разработки и строительства конвертопланов. Но каждый раз находились аргументы в пользу продолжения работ (деньги-то потрачены немалые), что в итоге приводило к новым жертвам.

"Вихревое кольцо" не единственная беда "Оспрея". Конструкция конвертоплана не позволяет экипажу катапультироваться, не дает возможности приземлиться на авторотации "по-вертолетному" и не обеспечивает аварийную посадку "по-самолетному". В случае отказа силовой установки, благодаря синхронизирующему валу, самолет может приземлиться на одном двигателе. Но инцидент 1992 года показал, что вал может выйти из строя вместе с мотором и тогда машина становится неуправляемой. По сути, при технической неисправности в полёте вариантов по спасению у людей крайне мало.

Самолет, разбившийся на Гавайях в 2012 году
Самолет, разбившийся на Гавайях в 2012 году
Самолет, разбившийся на Гавайях в 2012 году

А вот вероятность аварии, несмотря на многократные модернизации и доработки по-прежнему остается высокой. Силовые установки "Оспрея" капризны и чувствительны к чистоте окружающего воздуха. Даже при наличии высокотехнологичной системы фильтрации, из-за частиц пыли и песка двигатели могут выйти из строя. Согласно отчету, опубликованному Пентагоном, по состоянию на 2019 год проблема нестабильной работы двигателей не была решена полностью (линк).

Двигатели "Оспрея" не любят пыль, а его собственные винты поднимают её в избытке
Двигатели "Оспрея" не любят пыль, а его собственные винты поднимают её в избытке
Двигатели "Оспрея" не любят пыль, а его собственные винты поднимают её в избытке

Первопроходцам всегда тяжело

Несмотря на все перечисленные трудности, "Оспри" дал мощный импульс развитию авиации. Разные версии V-22 уже эффективно применяются Корпусом морской пехоты и Силами спецопераций, а с 2020 года - военно-морскими силами США. Общий объем заказа этих уникальных машин составляет 482 единицы для США, и 17 для иностранного заказчика - Японии. Другие страны, в том числе и Россия, рассматривают возможность разработки аналогичных самолетов для своих вооруженных сил.

Концепция использования универсального конвертоплана и дальше будет развиваться. Компании "Bell helicopters" и "Lockheed Martin" ведут разработку нового конвертоплана V-280 "Valor" с учетом печального опыта постройки "Оспри". Вероятно, он будет лучше и надежнее своего предшественника. В конце концов, не зря же погибшие при его испытаниях люди отдали свои жизни.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за обратную связь, обсуждение и критику.

#военное #военная техника #война #авиация #конвертоплан #США #USA #вооруженные силы #V-22 #оспри