14 subscribers

Чаша на фигурах трех граций.

Совершенство формы служит отдохновением для взора и сознания, являя собой нечто бесспорное и абсолютное. Произведение искусства утверждает идеал и гармонию.

На представленной ниже акварели Константина Андреевича Ухтомского чаша, занимающая центральное место в зале Нового Эрмитажа, является прекрасным творением и находится в гармонии с другими предметами, украшающими этот небольшой зал Эрмитажа.

Константин Андреевич Ухтомский. Зал археологии Нового Эрмитажа. Бумага, акварель. 1857 год. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Константин Андреевич Ухтомский. Зал археологии Нового Эрмитажа. Бумага, акварель. 1857 год. Из собрания Государственного Эрмитажа.

На переднем плане в центре зала на акварели художник изобразил малахитовую чашу, которая покоится на круглом обруче золоченой бронзы, поддерживаемом тремя задрапированными женскими фигурами, стоящими на бронзовом цоколе спинами друг к другу.

Цилиндрический пьедестал из черного с белыми прожилками мрамора декорирован золоченой бронзой. Плинт выполнен из серого порфира.

Золото и бронза постамента оттеняется совершенством формы овоидных резных каменных ваз, украшающих шкафы зала.

Диаметр чаши составляет 106 см. Увы, современного изображения нет, поскольку в настоящее время эта чаша разобрана — имеются большие утраты малахита.

Чаша эта имеет свою историю. В 1803 году при посредничестве Николая Федоровича Хитрово была прислана в Петербург круглая чаша из темно-красного порфира. Основанием ей служила скульптурная группа из трех граций темной патинированной бронзы с «поддоном на головах из золоченой бронзы». Пьедестал был выполнен из такого же темно-красного порфира с позолоченным основанием и патинированным цоколем.

19 июня 1803 года чаша была привезена в Эрмитаж и помещена в «камердинерскую». Что делали с ней камердинеры, подробно не известно, но спустя пять лет она оказалась не в порядке: у чаши был отбит порфировый край. Было решено чашу исправить.

Малахитовая чаша на бронзовой скульптурной группе из трех граций.
Малахитовая чаша на бронзовой скульптурной группе из трех граций.

Для этого у «содержателя магазейна Российского купца Ситнева» была куплена чаша из малахита. Малахитовую чашу соединили с бронзовой скульптурной группой из трех граций и установили на мраморный постамент с плинтом из серого порфира, который был выполнен в мастерской архитектора Дж. Кваренги.

«Архитектор Гварендий» по приказанию обер-гофмаршала и кавалера графа Николая Александровича Толстого обновленную чашу на трех грациях установил «в Эрмитажике посередине комнаты».

А поврежденную порфировую чашу с «отшибленным» краем вместе с порфировым постаментом 9 декабря 1808 года отнесли «в кладовую что в Российской библиотеке» и с тех пор до настоящего времени о них ничего не известно.

Купец Андреян Ситнев (Сиднев) был аукционистом, перекупщиком, поэтому, вполне возможно, что чаша оказалась у него случайно. Но возможно, что он же фигурировал в документах, но уже как купец Ситников: «За купленные у купца Ситникова две полуколонны и две вазы, сделанные из Малакита с бронзою, заплатить ему 4000 — из Кабинета, а вещи сии хранить в кладовой онаго впредь до повеления. Генваря 16 дня 1805 года».

Возможно купец этот промышлял малахитом за два десятилетия до того как изделия из этого минерала вошли в большую моду и стоимость. Вероятнее всего,  чаша была выполнена на Петергофской фабрике.

У этой чаши есть два аналога, выполненные из малахита и имеющие одинаковый диаметр. Один из аналогов — это малахитовая чаша, украшающая сейчас Малахитовый зал Зимнего дворца. Второй — чаша из Малахитового салона Большого Трианона в Версале.

Вместе с другими малахитовыми изделиями, чаша была подарена императором Александром I Наполеону после заключения Тильзитского мира, подписанного 25 июня 1807 года, а поднесена 21 августа 1808 года. Во Франции по рисунку Шарля Персье был заказан треножник в виде химер с головами Геракла.

Эрмитажная чаша происходит из собрания Строгановых. Она изображена в центральной части на картине Никитина Н.С. «Картинная галерея Строгановского дворца», написанной в 1832 году.

Н.С. Никитин. Картинная галерея Строгановского дворца. 1832 год, холст, масло. Из собрания Государственного русского музея.
Н.С. Никитин. Картинная галерея Строгановского дворца. 1832 год, холст, масло. Из собрания Государственного русского музея.
Увеличенный фрагмент картины с чашей, стоящей на треножнике в виде крылатых женских фигур.
Увеличенный фрагмент картины с чашей, стоящей на треножнике в виде крылатых женских фигур.

Чаша малахитовая, круглая, гладкая с перехватом под бортом поддерживается треножником золоченой бронзы в виде крылатых женских фигур, в нижней части прикрытых акантовыми листьями и опирающихся копытцами на круглое гладкое малахитовое основание. Копытцам внизу под основанием соответствуют три ножки.

Чаша на треножнике в виде крылатых женских фигур. Императорская Петергофская гранильная фабрика. 1809-1810 годы. Малахит, бронза, мозаика, литье, чеканка, золочение. Размеры: высота 134 см, диаметр 107 см.
Чаша на треножнике в виде крылатых женских фигур. Императорская Петергофская гранильная фабрика. 1809-1810 годы. Малахит, бронза, мозаика, литье, чеканка, золочение. Размеры: высота 134 см, диаметр 107 см.

Между фигурами в середине находится тирс, увитый виноградной лозой и завершенный шишкой. Основание по кругу украшено накладным орнаментом.

К сожалению нет сведений о том, кем и когда был выполнен легкий и изящный бронзовый треножник. Возможно, он был заказан А.С. Строгановым на Казенной бронзовой фабрике в Петербурге, но нельзя исключать, что он был сделан не в России. Считается, что эскиз треножника был выполнен А.Н. Воронихиным.

В настоящее время чаша находится в Малахитовом зале Государственного Эрмитажа.

Если вам нарвятся изделия из малахита, то о произведениях из малахита также можно прочесть: "Стол с круглой малахитовой столешницей" , "Большая малахитовая ваза-амфора под золотой сенью" , "Вазы формы медичи. Украшение дворцовых интерьеров", "Изделия из уральского малахита на первой Всемирной выставке в Лондоне", "Истории огромных малахитовых ваз из коллекции Демидова", "Истории некоторых предметов из малахитовой коллекции Демидова"

#александр I #воронихин #строганов #никитин

#ухтомский #эрмитаж #малахит