15 subscribers

Египетский стиль

В статье рассказывается об установлении в Европе на рубеже XVIII-XIX столетий моды на египетский стиль и упоминаются некоторые предметы, выполненные в этом стиле и сохранившиеся до настоящего времени. Оформление рабочих кабинетов предметами в египетском стиле демонстрировало широту взглядов, тонкий вкус, принадлежность к научному сообществу и возможно - к тайному, а именно. к масонам.

С середины XVIII века наряду с интересом к Древней Греции, Риму, Средневековью и Китаю в европейском искусстве и быту появляется тема Древнего Египта с использованием элементов и мотивов, запечатленных в памятниках Древнего Египта: лотосов, колонн, иероглифов, мумий, порталов со змеями, персонажа с головой ибиса и крокодила.

В те времена мало кто бывал в Египте, но отсутствие личного опыта и впечатлений нисколько не мешало создавать интерьеры, предметы и украшения в египетском стиле. Египет привлекал своей загадочностью и необычностью, он был страной древних знаний, таинственных символов, оригинальных орнаментов и диковинных богов.

Новая волна египтомании в европейской архитектуре и искусстве случилась во время военных кампаний Наполеона в Египте в 1798–1801 годах. Эти военные походы пробудили подлинно научный интерес к стране фараонов, а добытые знания о стране на берегах Нила позволили получить научные представления и снять покров таинственного, но одновременно породили моду на все египетское.

Египтомания стала художественным явлением, и этому немало способствовали художники, последовавшие в Египет вместе с армией Наполеона. Более всего в этом заслуга принадлежит художнику Доминику Виван-Денону (Dominique Vivant Denon), барону Денону, оставившему описания разных мест и достопримечательностей и выполнившему около двухсот зарисовок увиденного им в Египте.

Доминик Виван-Денон на портрете работы Роберта Лефевра, написанном в 1809 году. Из Музея Денона. Франция.
Доминик Виван-Денон на портрете работы Роберта Лефевра, написанном в 1809 году. Из Музея Денона. Франция.

Бурная жизнь этого человека достойна отдельного описания, и я не стану отвлекаться на повороты его судьбы. Гравюры с рисунков Денона стали основным источником и образцом для многих художников французского стиля ампир с использованием египетских мотивов.

Мороженица с крышкой и вкладкой из Египетского сервиза, выполненного по эскизам Доминика Виван-Денона, барона Денона на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1804 -1806 годах. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Мороженица с крышкой и вкладкой из Египетского сервиза, выполненного по эскизам Доминика Виван-Денона, барона Денона на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1804 -1806 годах. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Тарелка с видом гранитного утеса из Египетского сервиза, выполненного по эскизам Доминика Виван-Денона, барона Денона на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1804 -1806 годах. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Тарелка с видом гранитного утеса из Египетского сервиза, выполненного по эскизам Доминика Виван-Денона, барона Денона на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1804 -1806 годах. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Египетский стиль проник в оформление интерьеров, в создание мебели и предметов для таких интерьеров. В России предметы в египетском стиле выполняли архитектор А. Воронихин, Ф. Гаттенбергер и др.

Наиболее выразительным мебельным памятником, выполненным в египетском стиле под влиянием Виван-Денона, можно считать уникальный шкаф для хранения монет и медалей. Шкаф был изготовлен в 1809–1819 годах в парижской мастерской известного мастера-мебельшика Франсуа-Оноре-Жака по прозвищу Жакоб-Демальте по эскизу Шарля Персье, и был заказан, как принято считать, самим Наполеоном.

Шкаф для хранения монет и медалей («médailler du Roi»), выполненный в мастерской Жакоб-Демальте по заказу Наполеона в египетском стиле. Проект Ш. Персье. Франция, Париж. 1809–1819. Из собрания Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк.
Шкаф для хранения монет и медалей («médailler du Roi»), выполненный в мастерской Жакоб-Демальте по заказу Наполеона в египетском стиле. Проект Ш. Персье. Франция, Париж. 1809–1819. Из собрания Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк.

Серебряный убор шкафа создал известный парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, который обозначил его как «в форме египетского пьедестала». На самом деле, шкафчик был выполнен «в форме входного пилона храма в Карнаке».

Вид храмового комплекса в Карнаке (деталь) на гравюре Л.-П. Бальтара по рисунку Доминика Виван-Денона.
Вид храмового комплекса в Карнаке (деталь) на гравюре Л.-П. Бальтара по рисунку Доминика Виван-Денона.

Форма шкафа — усеченная пирамида, карниз в виде «египетского горла», элементы декора выполнены по мотивам величественной постройки в Карнаке, запечатленной Деноном. Храмовый комплекс в Карнаке произвел неизгладимое впечатление на французского художника, считавшего его не только самым большим, но и самым древним в Египте.

Увеличенная верхняя часть карниза шкафа для хранения монет и медалей («médailler du Roi»), выполненный в мастерской Жакоб-Демальте.
Увеличенная верхняя часть карниза шкафа для хранения монет и медалей («médailler du Roi»), выполненный в мастерской Жакоб-Демальте.

В эскизе по рисунку Денона Шарль Персье повторил не только форму, но такие декоративные элементы как вертикальные полосы на карнизе и изображение крылатого солнечного диска, символизирующего бога Гора. В декор шкафа были добавлены и другие символы — две его стороны украсили скарабеи и кобры, восседающие на стеблях лотоса.

Планка замка шкафа в виде кобры на цветке лотоса.
Планка замка шкафа в виде кобры на цветке лотоса.
Ручки выдвижных ящиков шкафа в форме летящих скарабеев.
Ручки выдвижных ящиков шкафа в форме летящих скарабеев.
Вид шкафа с открытой дверцей и выдвинутыми ящичками.
Вид шкафа с открытой дверцей и выдвинутыми ящичками.

В Государственном Эрмитаже есть консоль, состоящая из мозаичной каменной столешницы, созданной в технике флорентийской мозаики по рисунку Джузепепе Цокки во Флоренции в 1765 году, и подстолья в египетском стиле. Рисунок столешницы набран из лазурита, яшмы, малахита, перламутра, сердолика, жемчуга и носит название «Морское дно»:

Столешница консоли в технике флорентийском мозаики из собрания Государственного Эрмитажа. Размеры консоли 91,0х 116,0х 79,0 см
Столешница консоли в технике флорентийском мозаики из собрания Государственного Эрмитажа. Размеры консоли 91,0х 116,0х 79,0 см

А подстолье для этой консоли было выполнено из красного дерева с бронзовыми ножками-сфинксами в 1809 году в Париже в мастерской Жакоба-Демальте в египетском стиле. Царга из дерева украшена орнаментом из ваз, пальметок, завитков и змей.

Консоль с мозаичной столешницей "Морское дно". Из собрания Государственного Эрмитажа.
Консоль с мозаичной столешницей "Морское дно". Из собрания Государственного Эрмитажа.

Мебель в египетском стиле можно увидеть на портретах разных персон. Например, на портрете маркизы Маргариты Спарапани Джентили Боккападуле (Margherita Sparapani Gentili Boccapadule) работы Лорана Пешё (Laurent Pecheux), выполненном в 1777 году.

Лоран Пешё. Портрет Маргариты Спарапани Джентили Боккападуле. 1777 год, Из собрания Museo di Roma, Рим.
Лоран Пешё. Портрет Маргариты Спарапани Джентили Боккападуле. 1777 год, Из собрания Museo di Roma, Рим.

В кабинете маркизы, где она занималась естественными науками, слева находится прямоугольный стол на четырех опорах, имеющий подстолье, царга которого украшена рельефом из иероглифов. Столешница набрана из кусочков разноцветного камня и выглядит как мини-коллекция минералов, что отражало минералогические интересы маркизы. Вместо передних ножек — фигуры египтян в позолоченных набедренных повязках и царских немесах. Все указанные атрибуты в кабинете маркизы, в том числе и приверженность египетскому стилю, призваны были демонстрировать ее ученость и широту интересов.

Использование объемных фигур в виде опор столов и кабинетов получило распространение еще при создании мебели в эпоху барокко. В данном случае этот прием был оформлен в египетском стиле.

Коллекция бабочек тоже подчеркивает широту интересов маркизы. В левой руке она держит веточку тутового дерева, по которому ползет гусеница тутового шелкопряда. В кабинете есть аквариум с рыбками, различные раковины, кораллы, бывшие предметом коллекционирования, попугай, приборы для изучения физических свойств веществ...

А вот портрет графа Александра Сергеевича Строганова, Президента Российской Академии художеств, работы Варнека:

Александр Григорьевич Варнек. Посмертный портрет графа А.С. Строганова. 1814 год. Из собрания Русского музея. Петербург. Экспонируется в картинной галерее Строгановского дворца.
Александр Григорьевич Варнек. Посмертный портрет графа А.С. Строганова. 1814 год. Из собрания Русского музея. Петербург. Экспонируется в картинной галерее Строгановского дворца.

В кабинете графа Строганова как минимум два предмета выполнены в модном египетской стиле — это богато декорированный стол, передние ножки которого сделаны в виде крылатых женских фигур в египетских головных уборах, и ваза, плечики которой украшены бронзовыми позолоченными фигурами сидящих египтянок с хвостами тритонов. Эта ваза выполнена, вероятнее всего, по проекту А. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Строганова. Воронихину же принадлежит проект Казанского собора, план которого держит сидящий у стола граф Строганов, и купол которого виден в окне.

#строганов #египетский стиль #эрмитаж #метрополитен музей #доминик виван-денон