В статье рассказывается об установлении в Европе на рубеже XVIII-XIX столетий моды на египетский стиль и упоминаются некоторые предметы, выполненные в этом стиле и сохранившиеся до настоящего времени. Оформление рабочих кабинетов предметами в египетском стиле демонстрировало широту взглядов, тонкий вкус, принадлежность к научному сообществу и возможно - к тайному, а именно. к масонам.
С середины XVIII века наряду с интересом к Древней Греции, Риму, Средневековью и Китаю в европейском искусстве и быту появляется тема Древнего Египта с использованием элементов и мотивов, запечатленных в памятниках Древнего Египта: лотосов, колонн, иероглифов, мумий, порталов со змеями, персонажа с головой ибиса и крокодила.
В те времена мало кто бывал в Египте, но отсутствие личного опыта и впечатлений нисколько не мешало создавать интерьеры, предметы и украшения в египетском стиле. Египет привлекал своей загадочностью и необычностью, он был страной древних знаний, таинственных символов, оригинальных орнаментов и диковинных богов.
Новая волна египтомании в европейской архитектуре и искусстве случилась во время военных кампаний Наполеона в Египте в 1798–1801 годах. Эти военные походы пробудили подлинно научный интерес к стране фараонов, а добытые знания о стране на берегах Нила позволили получить научные представления и снять покров таинственного, но одновременно породили моду на все египетское.
Египтомания стала художественным явлением, и этому немало способствовали художники, последовавшие в Египет вместе с армией Наполеона. Более всего в этом заслуга принадлежит художнику Доминику Виван-Денону (Dominique Vivant Denon), барону Денону, оставившему описания разных мест и достопримечательностей и выполнившему около двухсот зарисовок увиденного им в Египте.
Бурная жизнь этого человека достойна отдельного описания, и я не стану отвлекаться на повороты его судьбы. Гравюры с рисунков Денона стали основным источником и образцом для многих художников французского стиля ампир с использованием египетских мотивов.
Египетский стиль проник в оформление интерьеров, в создание мебели и предметов для таких интерьеров. В России предметы в египетском стиле выполняли архитектор А. Воронихин, Ф. Гаттенбергер и др.
Наиболее выразительным мебельным памятником, выполненным в египетском стиле под влиянием Виван-Денона, можно считать уникальный шкаф для хранения монет и медалей. Шкаф был изготовлен в 1809–1819 годах в парижской мастерской известного мастера-мебельшика Франсуа-Оноре-Жака по прозвищу Жакоб-Демальте по эскизу Шарля Персье, и был заказан, как принято считать, самим Наполеоном.
Серебряный убор шкафа создал известный парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, который обозначил его как «в форме египетского пьедестала». На самом деле, шкафчик был выполнен «в форме входного пилона храма в Карнаке».
Форма шкафа — усеченная пирамида, карниз в виде «египетского горла», элементы декора выполнены по мотивам величественной постройки в Карнаке, запечатленной Деноном. Храмовый комплекс в Карнаке произвел неизгладимое впечатление на французского художника, считавшего его не только самым большим, но и самым древним в Египте.
В эскизе по рисунку Денона Шарль Персье повторил не только форму, но такие декоративные элементы как вертикальные полосы на карнизе и изображение крылатого солнечного диска, символизирующего бога Гора. В декор шкафа были добавлены и другие символы — две его стороны украсили скарабеи и кобры, восседающие на стеблях лотоса.
В Государственном Эрмитаже есть консоль, состоящая из мозаичной каменной столешницы, созданной в технике флорентийской мозаики по рисунку Джузепепе Цокки во Флоренции в 1765 году, и подстолья в египетском стиле. Рисунок столешницы набран из лазурита, яшмы, малахита, перламутра, сердолика, жемчуга и носит название «Морское дно»:
А подстолье для этой консоли было выполнено из красного дерева с бронзовыми ножками-сфинксами в 1809 году в Париже в мастерской Жакоба-Демальте в египетском стиле. Царга из дерева украшена орнаментом из ваз, пальметок, завитков и змей.
Мебель в египетском стиле можно увидеть на портретах разных персон. Например, на портрете маркизы Маргариты Спарапани Джентили Боккападуле (Margherita Sparapani Gentili Boccapadule) работы Лорана Пешё (Laurent Pecheux), выполненном в 1777 году.
В кабинете маркизы, где она занималась естественными науками, слева находится прямоугольный стол на четырех опорах, имеющий подстолье, царга которого украшена рельефом из иероглифов. Столешница набрана из кусочков разноцветного камня и выглядит как мини-коллекция минералов, что отражало минералогические интересы маркизы. Вместо передних ножек — фигуры египтян в позолоченных набедренных повязках и царских немесах. Все указанные атрибуты в кабинете маркизы, в том числе и приверженность египетскому стилю, призваны были демонстрировать ее ученость и широту интересов.
Использование объемных фигур в виде опор столов и кабинетов получило распространение еще при создании мебели в эпоху барокко. В данном случае этот прием был оформлен в египетском стиле.
Коллекция бабочек тоже подчеркивает широту интересов маркизы. В левой руке она держит веточку тутового дерева, по которому ползет гусеница тутового шелкопряда. В кабинете есть аквариум с рыбками, различные раковины, кораллы, бывшие предметом коллекционирования, попугай, приборы для изучения физических свойств веществ...
А вот портрет графа Александра Сергеевича Строганова, Президента Российской Академии художеств, работы Варнека:
В кабинете графа Строганова как минимум два предмета выполнены в модном египетской стиле — это богато декорированный стол, передние ножки которого сделаны в виде крылатых женских фигур в египетских головных уборах, и ваза, плечики которой украшены бронзовыми позолоченными фигурами сидящих египтянок с хвостами тритонов. Эта ваза выполнена, вероятнее всего, по проекту А. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Строганова. Воронихину же принадлежит проект Казанского собора, план которого держит сидящий у стола граф Строганов, и купол которого виден в окне.
#строганов #египетский стиль #эрмитаж #метрополитен музей #доминик виван-денон