ПромЛэнд
2 subscribers

Почему Африка такая бедная?

Мы часто кажемся людьми, не имеющими большого терпения к истории или интереса к влиянию прошлых событий на нынешние реалии. Но время не линейно, и мы не всегда движемся вперед. Сегодня нет другого способа понять Африку, не рассматривая историю континента.

Южноафриканские студенты в Претории выступают против повышения платы за обучение в 2021 году, которое, по их словам, затруднит поступление в университет бедных чернокожих людей.
Южноафриканские студенты в Претории выступают против повышения платы за обучение в 2021 году, которое, по их словам, затруднит поступление в университет бедных чернокожих людей.
Южноафриканские студенты в Претории выступают против повышения платы за обучение в 2021 году, которое, по их словам, затруднит поступление в университет бедных чернокожих людей.

В 1400-х годах португальцы были первой европейской страной, использовавшей рабский труд африканцев для выращивания сахарных плантаций у побережья Западной Африки, в Сан-Томе. С тех пор, на пике своего развития в 18 веке и до его отмены стаккато в конце 1800-х годов, варварская и бесчеловечная торговля африканцами будет основным видом экономической деятельности, за счет которой финансировались первые усилия Европы по глобализации.

Сцена из новаторского телесериала «Корни», в котором рассказывается история Кунта Кинте, раба, захваченного в Африке и доставленного в Америку.
Сцена из новаторского телесериала «Корни», в котором рассказывается история Кунта Кинте, раба, захваченного в Африке и доставленного в Америку.
Сцена из новаторского телесериала «Корни», в котором рассказывается история Кунта Кинте, раба, захваченного в Африке и доставленного в Америку.

По оценкам, 11 миллионов человек были насильно взяты в рабство в Новом Свете, но сопоставимые числа на протяжении веков продавались также через Сахару, Красное море и Индийский океан. Профессор экономики Натан Нанн в своем исследовании работорговли в Африке о последующем экономическом развитии недвусмысленно дал свою оценку: «Самые бедные африканские страны сегодня являются теми, из которых было взято больше всего рабов», - писал он в Ежеквартальный журнал экономики.

Грязная история на этом не заканчивается. Порабощение черного тела уступило место другой не менее жестокой системе, но той, которая вызывает еще меньше сочувствия общественности. В 2002 году наш министр иностранных дел Борис Джонсон писал о колониальном наследии Великобритании в Африке: «Континент может быть пятном, но не пятном на нашей совести. Проблема не в том, что мы когда-то были у власти, а в том, что мы больше не отвечаем ». В 2016 году 44% участников опроса согласились с ним, заявив, что колониальная история Великобритании «есть чем гордиться».

Поскольку эта система угнетения, основанная на жадности и превосходстве белых, не была жизненным опытом для жителей этого прекрасного острова - как, например, сегрегация в США - и поскольку она до сих пор не преподается в наших школах, мы обманываем себя. верить в то, что империя была благородным делом, и мы очарованы обещаниями, которые дают политики, чтобы вернуть нас в старые добрые времена. В какой именно период мы пытаемся вернуться?

Все африканские колониальные хозяева оставили после себя полностью разрушенный образ жизни, людей, травмированных и которых учили в колониальных школах ненавидеть все в себе: свою кожу, свой язык, свою одежду, свои обычаи. Были заменены даже их боги. Как сказал психоаналитик и писатель-революционер Франц Фанон в своей книге 1961 года <Проклятые земли>: «Колониализм не удовлетворяется простым удержанием людей в своих руках и опустошением мозгов туземцев от всех форм и содержания. По своего рода извращенной логике он обращается к прошлому угнетенных людей и искажает, обезображивает и разрушает его ».

Рабы, работающие на полях сладкого картофеля на плантации Хопкинсона в Южной Каролине, около 1862 г.
Рабы, работающие на полях сладкого картофеля на плантации Хопкинсона в Южной Каролине, около 1862 г.
Рабы, работающие на полях сладкого картофеля на плантации Хопкинсона в Южной Каролине, около 1862 г.

Таким образом, люди, которые, казалось бы, не имели прошлого, теперь могли сами определять свое будущее. За исключением того, что в большинстве - если не во всех - случаях это не так. Постколониальная Африка оказалась оказалась в эпицентре холодной войны за идеологическое господство , затем была парализована политикой структурной перестройки Всемирного банка и МВФ и теперь находится во власти транснациональных корпораций, чьи банковские балансы (во много раз превышающие размер экономики многих африканских стран) дать им возможность действовать способами, которые если не всегда выше закона, то уж точно выходят за рамки морального лабиринта.

Эти примеры говорят о том, как устроены глобальные экономические, торговые и информационные системы , и обескураживают африканские страны: от несправедливых законов об интеллектуальной собственности до торговых сделок, вынуждающих африканские страны открывать свои рынки для избыточной продукции богатых стран мира. , уничтожая местное сельское хозяйство и производство . Но это не следует рассматривать как карту для африканских лидеров, позволяющую избежать тюрьмы.

Рабочие фермы стоят на поле фермы в Клиппурти, к востоку от Йоханнесбурга, куда страны Персидского залива надеются инвестировать.
Рабочие фермы стоят на поле фермы в Клиппурти, к востоку от Йоханнесбурга, куда страны Персидского залива надеются инвестировать.
Рабочие фермы стоят на поле фермы в Клиппурти, к востоку от Йоханнесбурга, куда страны Персидского залива надеются инвестировать.

За полвека после обретения независимости, хотя экономика выросла и, в самом широком смысле, улучшилось управление , демократия на континенте по- прежнему дает сбои . Отсутствие прозрачности, подотчетности, безопасности и верховенства закона; часто раздутый государственный сектор и теснота малого бизнеса; патриархат, маскирующийся под религию и культуру; высокий уровень безработицы и недавний джихадизм, дестабилизирующий регион Сахеля, - все эти факторы делают африканцев бедными.

Но, конечно же, это утверждение является широким обобщением - таким, который вы должны сделать, когда пишете о 54 странах в 1000 слов. То, что каждый день миллионы пользователей Интернета стремятся понять континент, а не конкретную страну или регион, говорит само за себя. Вопрос о том, почему Африка такая бедная, содержит предвзятость и предполагает две вещи: первая заключается в том, что существует однородное место под названием Африка, и что алгоритм поиска Google найдет некоторую содержательную, но емкую цитату, чтобы объяснить 54 отличительных траектории.

Второе предположение состоит в том, что в Африке есть что-то исключительное: в то время как другие континенты и народы стали или становятся богаче, африканцы по причинам, которые мы можем думать, но больше не говорить в вежливой компании, предпочитают оставаться в бедности. Наша способность рассматривать Африку как расходящуюся часть позволяет нам «сорваться с крючка», поэтому нам не нужно осознавать свою причастность к проблемам, с которыми сегодня сталкиваются различные африканские страны. Это также означает, что мы редко гневаемся, как следует, против действий корпораций и правительств, которые извлекают выгоду из нестабильности, коррупции или даже неопытности (африканские переговорщики на переговорах по климату исторически были в невыгодном положении из-за отсутствия опыта и ожиданий западных переговорщиков, что они должны быть благодарны за то, что они получают).

Если в Африке нет врожденной склонности к коррупции, насилию или бедности, то рассказы, питающие стереотипы, нуждаются в сомнении. Одно из возможных объяснений исходит от нигерийского писателя Чинуа Ачебе , который сказал: «Запад, похоже, глубоко обеспокоен ненадежностью своей цивилизации и нуждается в постоянных заверениях по сравнению с Африкой». Возможно, в спасении нуждается не Африка, а мы.