78 subscribers

Как американцы пытались сделать аналог "Катюши" и что у них получилось

Сегодня мы рассмотрим необычную самоделку от канадских инженеров, а именно импровизированную «Катюшу» из противотанковых гранатометов ПИАТ.

Как американцы пытались сделать аналог "Катюши" и что у них получилось

Данная установка появилась в конце сорок четвертого года. Ее создал взвод канадских саперов на базе Universal Carrier.

Эксперименты с необычным размещением Пиатов не являются самодеятельностью, а начались после появления директивы генерал-майора Дэниэла Спрая по разработке беспокоящего оружия в ответ на немецкие Nebelwerfer.

Итогом работ стало размещение Пиатов в кормовой части бронетранспортера Universal Carrier. Установка предназначалась для огня по зданиям и укреплениям противника, а также для создания беспокоящего огня.

Однако Carrier не был первым транспортным средством, на которые установили Пиаты. Изначально их разместили в армейских грузовиках, о чем сохранились упоминания в отчете от 15 ноября сорок четвертого года.

Цитирую: «Предварительная идея заключалась в том, чтобы разместить 24 Пиата на одном или двух автомобилях для залповой стрельбы».

16 ноября появилась следующая запись: «Лейтенант Кэмерон провел ряд испытаний со своим взводом Пиатов и обнаружил, что максимальная дальность полета снарядов составила 274 метра».

19 ноября история продолжается: «Лейтенант Кэмерон продемонстрировал возможности Пиатов, 18 гранатометов были установлены на одном автомобиле под углом 45 градусов и стреляли одновременно. Машина выдержала отдачу при стрельбе. Максимальная дальность полета снарядов составила 275 метров против ветра и 365 метров по ветру. Они отработали по площади 82 метра в длину и 49 в ширину».

Как американцы пытались сделать аналог "Катюши" и что у них получилось

В конце отчета дается пояснение, почему установка с Пиатами непригодна для применения в полевых условиях: «План неосуществим в настоящее время, поскольку отсутствуют условия, которые позволили бы транспортному средству приблизиться на расстояние до 275 метров от цели».

Тем не менее, испытания продолжились. 21 ноября саперы установили 18 Пиатов в кузове грузовика Ford. Также 4 Пиата использовались в качестве запасных.

Поскольку у инженеров не было в наличии достаточного количества металла, при создании стеллажей использовали дерево. По мнению инженеров, дерево обладало преимуществом, поглощая отдачу во время стрельбы.

18 Пиатов разместили в три ряда по 6 гранатометов. Каждый Пиат устанавливался под углом 45 градусов на расстоянии 30 сантиметров друг от друга и 120 сантиметров между рядами.

Для залповой стрельбы использовали металлические стержни, которые одновременно нажимали на спусковые крючки нескольких Пиатов.

В первом испытании канадцы стреляли одновременно из 18 Пиатов. Гранаты находились в воздухе в течение четырёх-пяти секунд. Радиус взрыва отдельных гранат составлял полтора метра. Нового рекорда по дальности стрельбы добиться не удалось — максимум 365 метров по ветру.

Во время второго испытания саперы выпустили два полных залпа, чтобы проверить, сколько по времени займет перезарядка установки - она составила 80 секунд.

Суммарно было выпущено шестьдесят пять гранат, только одна из них не взорвалась. Инженеры сделали соответствующие выводы: усилили стойки, усовершенствовали спуск.

Как американцы пытались сделать аналог "Катюши" и что у них получилось

Канадцы продолжали веселиться с Пиатами, установив их на Universal Carrier. Последнее упоминание датируется 30 декабря: «Бронетранспортер, на котором установили 15 Пиатов, проходил испытания во второй половине дня в присутствии офицеров из штаба дивизии. Демонстрация произвела на них большое впечатление. Дальность стрельбы составила 320 метров. Точность была хорошей».

К сожалению, больше упоминаний о залповой стрельбе из Пиатов нет. Конечно, они не годились для применения в полевых условиях, но теоретически могли использоваться в городских боях для борьбы с укрепленными зданиями. И хотя канадцы не смогли создать свой ответ на Nebelwerfer, это была интересная попытка.