Светофор, которого нет в Правилах или "лунный человечек со смещенной фазой"

244 full reads

Пешеходы и водители - два потока конкурирующие в дорожном пространстве, движение которых призывают разделять все имеющиеся на этот счет нормативные акты не только России, но и мира.

Вместе с тем, на дорогах страны появились светофоры с дополнительной секцией в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета.

В народе эту секцию уже назвали «чудаковатый светофор», «белый человечек со смещенной фазой» или «лунный человечек».

Многие водители не знают, что означает эта секция светофора. Да и не могут этого знать, поскольку такая секция НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ, Правила).

Не предусмотрена такая секция светофора и Конвенцией о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) (далее – Конвенция) и Европейским соглашением, дополняющим эту Конвенцию (Женева, 1971 г.) (далее – Соглашение), с учетом поправок (1995 г.) и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011).

Так как же можно требовать от водителей выполнения требований Правил, если эта секция светофора Правилами не предусмотрена?

О том, кто и зачем придумал эту секцию и у кого сместилась фаза, мы разобрались и расскажем Вам.

Светофор с дополнительной информационной секцией (ис)
Светофор с дополнительной информационной секцией (ис)

Как видите, спорная секция внешне практически не отличается от дополнительной секции светофора. Она так же как обычная дополнительная секция работает в циклическом режиме и размещается на светофоре.

Учитывая, что такая секция светофора не предусмотрена Конвенцией и ТР ТС 018/2011, ее не может быть в национальных Правилах дорожного движения.

Чтобы устранить это несоответствие «лунного человечка» назвали не секцией светофора, а информационно световой секцией и добавили это понятие в ГОСТ (Далее – стандарт). Это позволило заявить, что Стандарт не противоречит требованиям Конвенции.

Что обозначает дополнительная информационная секция «лунный человечек»?

Согласно п. 7.5.7 Стандарта информационная световая секция включается одновременно с разрешающим сигналом светофора, при котором возможно пересечение потока, поворачивающих транспортных средств, с пешеходами.
В пункте 7.2.6 ГОСТа предусмотрено, что при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла допускается движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов).
Для этого необходимо выполнение двух условий:
- суммарная интенсивность транспортных средств, поворачивающих в одно направление, не более 120 ед./ч, а интенсивность движения пешеходов не более 600 пеш./ч;
- применение информационных световых секций по 7.4.12 для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает с режимом бело-лунного мигания.
Пункт 7.4.12 ГОСТа предусматривает, что информационные световые секции (ИС) устанавливают непосредственно под транспортным светофором, по разрешающему сигналу которого, возможно пересечение поворачивающих транспортных средств, с пешеходами, движущимися по пешеходному переходу на разрешающий сигнал пешеходного светофора.

Таким образом, по мнению авторов ГОСТа, если водителей предупредить дополнительной информационно световой секцией, то можно разрешить одновременное движение с пересечением транспортных средств и пешеходов.

Фактически предлагается разрешить движение транспорта в тот момент, когда люди переходят по переходу на зеленый.

В чем опасность введения дополнительной информационной секции

По мнению Центра организации дорожного движения (далее – ЦОДД) дополнительная секция светофора с изображением пешехода и стрелки бело-лунного цвета информирует водителей, что за повтором могут быть пешеходы. Но водители и так обязаны пропускать пешеходов при повороте. Это предусмотрено пунктом 13.1. Правил дорожного движения

«при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».
Согласно п. 13.5. Правил при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам (далее – ТС), движущимся с других направлений.

Казалось бы, в Правилах предусмотрена обязанность уступить дорогу ТС и пешеходам при повороте, и информационная секция дополнительно напоминает водителям о необходимости уступить пешеходам и велосипедистам, и страшного в ней ничего нет.

Но это не совсем так, ведь планируется разрешить движение пешеходов в тот момент, когда водитель движется на зеленый со стрелкой. В этот момент на пешеходном переходе должен быть красный, а у ТС- полное преимущество в движении.

То есть, когда водитель поворачивает в направлении зелёной стрелки одновременно с зеленым сигналом основного светофора, у него нет обязанности уступать дорогу ТС или пешеходам. Обладая преимуществом в движении водитель быстрее проедет в намеченном направлении и освободит перекресток.

Когда водитель, руководствуясь п. 13.1 Правил, должен уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, у последних есть корреспондирующая обязанность, предусмотренная п. 4.5 Правил, а именно на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

В то время как у пешехода, который переходит проезжую часть на зеленый сигнал светофора, нет обязанности, убедиться в безопасности. Видя, что включен «зеленый человечек» пешеход уверен, что движение перекрыто, и он может переходить, не опасаясь и не оценивая расстояние до приближающихся ТС. На зеленый сигнал светофора пешеход может выбежать или выехать на велосипеде (самокате, роликах). А почему нет, ведь у него полное преимущество в движении.

«Лунный человечек» установлен на транспортном светофоре и пешеход не может знать, о том, что на перекрестке совмещена фаза, то есть пешеход выходит на переход и не знает, что для автомобилей тоже разрешено движение.

Представьте, что многодетная мамочка переводит через дорогу группу детей. Она убедилась, что включился "зеленый человечек" и разрешила детям движение по переходу. Кто-то на самокате поехал быстрее, а кто-то отстал или еще хуже вернулся за оброненной игрушкой, а тут на переход выезжает грузовик.

В то время как водитель при повороте:

Во-первых, имеет ограниченный обзор, и может не увидеть пешеходов, которые только планируют выйти (выехать) на переход.

Во-вторых, может не успеть среагировать на выбегающего пешехода. Как уже говорилось, видя «зеленого человечка» пешеход не обязан убеждаться в безопасности и не задумываясь имеет право выбежать или выехать на велосипеде на переход.

В-третьих, выбегающий пешеход заставляет водителя применять экстренное торможение и задняя часть машины остается на основной дороге, что так же может послужить причиной дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП).

В четвертых, в месте, где при повороте налево разрешено движение в два и более ряда, водитель может не обнаружить пешехода из-за попутного автомобиля и не успеет остановить авто.

Схема поворота налево по информационной секции
Схема поворота налево по информационной секции

Таким образом, очевидно, что одновременное, урегулированное светофором, пересечение потоков пешеходов и ТС может привести к наезду на человека.

Кроме того, идущим на зеленый сигнал пешеходам, особенно если это пожилые люди или пешеходы с детьми, вряд ли понравятся попытки транспорта проехать рядом. Такие контакты вызовут раздражение пешеходов и конфликты с водителями.

Светофор призван разделять и регулировать людские и транспортные потоки, а «лунный человечек» наоборот смешивает.

Спорная секция противоречит ПДД РФ.

Схема информационно световой секции из ГОСТа
Схема информационно световой секции из ГОСТа

Как вы видите секция выполнена в виде силуэта пешехода.

Согласно п. 6.5. Правил, если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов).

Поскольку на момент написания этой статьи в Правилах дорожного движения спорной секции светофора нет, и о ее значении водитель не уведомлен, то обнаружив такую секцию водитель должен квалифицировать ее по п. 6.5 Правил, полагая, что она распространяется только на пешеходов.

Не мешайте двигаться потоку

Заявленная цель введения этой секции светофора - увеличение трафика движения транспортных средств и пешеходов.

На самом деле трафик увеличивается тогда, когда пешеходы беспрепятственно идут, а автомобили едут в намеченном направлении. Пропускная способность увеличится тогда, когда участники движения уверены, что у них преимущество в движении. Только в этом случае они на максимально возможной скорости смогут проезжать перекрестки, а соответственно это увеличит трафик.

В то же время, если водитель при повороте налево будет медленно заходить в поворот, опасаясь, что выскочит пешеход или велосипедист, а еще хуже каждый второй автомобиль будет останавливаться, пропуская пешехода, в то время как задняя часть ТС остается на основной дороге, то это не приведет к увеличению трафика.

Таким образом, «лунный человечек» не только опасен для пешеходов, но и будет мешать пропускной способности движения.

В любом случае недопустимо увеличивать трафик движения за счет увеличения риска жизни и здоровья людей.

Правительство не принимает предложенные изменения в Правила дорожного движения.

Стандарт разработан Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (далее - ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации.

На основании нового стандарта в части совмещения фазы движения людей и транспортных средств, предложено добавить в п. 13.1 Правил фрагмент следующего содержания:

"Информационная световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором, информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, на который он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на пешеходный переход, на котором включен сигнал светофора разрешающий движение пешеходам".

Надеемся, что в Правительстве понимают опасность одновременного движения пешеходов и транспорта и именно это является причиной того, что изменения не принимаются уже более года.

Вместе с тем, дополнительные секции светофоров с «лунными человечками» почему-то уже установлены и работают на улицах страны.

Новизна ситуации, сложное для понимания сочетание норм, статей, пунктов Правил, отсутствие практики применения, может повлечь за собой неправомерное привлечение к ответственности.

Наши адвокаты специализируются на расследовании ДТП с пострадавшими уже более 20 лет. ДТП с пострадавшими, погибшими это всегда трагедия не только для семьи, в которой пострадал человек, но и для семьи в которой водителя на несколько лет отправили в колонию по ст. 264 УК РФ.

Мы как никто другой понимаем, что разрешение пересечения потоков движения людей и ТС это шаг к трагедии. Поэтому мы обжаловали установку спорной секции в Прокуратуру, которая переслала Департамент транспорта Москвы. Вот их ответ

Фрагмент ответа Департамента транспорта Москвы
Фрагмент ответа Департамента транспорта Москвы

Вчитайтесь в эти строки. Чиновники понимают, что разрешили движение транспорта в тот момент когда на зеленый сигнал светофора могут идти люди, дети. Понимают, что пешеходы не подозревают, что наперерез им разрешено движение транспорта. Посмотрите как чиновники изворачиваются, что бы написать, что пешеходы предупреждены о смешении потока транспорта и людей. Вот только непонятно кто предупредил людей, а тем более детишек, что когда они идут на зеленый по пешеходному переходу, в этот момент на переход разрешено выезжать транспорту.

На наш довод о том, что особенно опасно смешивать потоки пешеходов и транспорта при повороте налево, поскольку налево можно поворачивать в несколько рядов, а из-за попутного транспорта водители не смогут своевременно обнаружить пешеходов, что неминуемо приведет к трагедии, чиновники придумали следующее:

Фрагмент ответа Департамента транспорта Москвы
Фрагмент ответа Департамента транспорта Москвы

Что значит основной объем ИСС на правый поворот? Это не исключает, что могут быть секции на левый поворот, при котором смешение потоков еще более опасно. Далее чиновники утверждают, что поворот направо осуществляется с минимальной скоростью транспортных средств. Непонятно только в каком пункте Правил дорожного движения ограничена скорость при повороте направо, тем более по сравнению с левым поворотом. По мнению сотрудников Департамента транспорта при повороте направо у водителя максимальный угол обзора и максимальная видимость друг друга.

Для чиновников Департамента транспорта специально повторно разъясняем, что опасность не в том, что водитель не увидит пешехода на переходе, скорее всего на переходе увидит, а в том, что пешеход, например, ребенок управляя средством повышенной мобильности, видя, что включён зеленый человечек, выскочит на переход, не подозревая, что в этот момент переход проезжает грузовик. Водитель даже если увидит, то трагедии уже не избежать..

Светофор, которого нет в Правилах или "лунный человечек со смещенной фазой"
Светофор, которого нет в Правилах или "лунный человечек со смещенной фазой"

Особая циничность чиновников. Мы пишем, что ИСС Правилами дорожного движения не предусмотрена, а в ответ:

"все должны соблюдать Правила".
официальный ответ Департамента транспорта Москвы
официальный ответ Департамента транспорта Москвы

Получается, что установив секции светофора, которые не предусмотрены Правилами, Департамент транспорта проводит эксперимент с участием людей.

Специально для чиновников, которые задумали смешать потоки людей и транспорта, мы вынуждены показать следующее видео. Надеемся, что после просмотра этого видео они поймут, что совершают ошибку, цена которой жизни людей.

Если вы пострадали от «лунных человечков» напишите нам по WhatsApp.

Напишите Ваше мнение о возможности совмещения движения пешеходов и автомобилей.