«Территория радости». История семьи Насти

Интервью в рамках подготовки книги «История опыта» с семьями, прошедшими обучение по программе «Территория радости» в АНО «Родительский центр «Подсолнух»

Настя и Галина на занятиях в группе, программа «Территория радости»
Настя и Галина на занятиях в группе, программа «Территория радости»

— Галина: Когда я взяла Настю ей было восемь лет. Взяла издалека, из Читинской области. Там такой маленький городок — считается самый солнечный город России. И, конечно, для нее это было шоком, для меня было шоком. Потому что у меня своих детей нет — это был такой первый опыт. Конечно, началась адаптация, как это обычно бывает. Начались большие проблемы, потому что к школе она была практически не готова. Буквально летом мы приехали, а в сентябре надо было уже идти в школу. Начались большие проблемы с учебой и, что главное для меня было — это воровство. Она воровала у всех — у одноклассников, у меня, в магазинах, везде… это началось и просто был какой-то шквал.

Постоянно в школу меня вызывали, я пыталась что-то возместить, какие-то вещи найти похожие, потому что девочке подарили подарок на день рождения, Настя его украла, куда-то засунула и теперь найти мы его не можем. Я пыталась то же самое найти, чтобы этой девочке отдать. В общем, постоянно. Это меня, конечно, ужасно изматывало, потому что я и работаю и все это на мне. Я чувствовала, просто, что начинаю себя не контролировать, начинаю срываться на ней. Вроде, в нормальном состоянии понимаю, что так и должно быть, нас к этому и готовили, но когда практически с этим сталкиваешься изо дня в день… То она украдет велосипед, то какие-то маникюрные ножницы, то еще что-то. И вот, каждый человек приходит и начинает выливать на меня все эти вещи негативные. Короче говоря, в этот момент нам посчастливилось и мы попали в «Подсолнух».

Настя, 2021 г.
Настя, 2021 г.

— Настя: О чем бы я рассказала, о том, что здесь очень добрые люди, они помогают. Они не смеются над твоей проблемой, а ее разбирают по частям. Не просто как в школе — вот тебе тетрадь, пиши. Тут все идеально разбирают, по словам, по буквам — чтоб понятно было.

Галина, 2021 г.
Галина, 2021 г.

— Галина: мы сюда попали и буквально через два-три месяца начались подвижки. Практически через пол года Настя перестала воровать. Для меня это было самое главное.

Во первых она увидела, что здесь такие же дети, что она не одна. Потому что ребенок, когда оказывается в школе, он видит что отличается. Она осознавала, что по развитию своему. Обычно же дети уже к первому классу умеют читать и писать, или хотя бы буквы знают. Она не умела вообще ничего, а ей было уже восемь лет. То есть, она чувствовала себя абсолютным изгоем. Сидела на уроке под партой. Учительница в шоке совершенно была, говорила «что делать я не знаю». Я тоже не знаю.

После этих занятий гораздо спокойнее. Я стала по другому к этому относиться. Объективно состояние улучшилось, потому что Настя стала совершенно по другому себя вести. И между нами отношения наладились. Какая-то теплота появилась. И я успокоилась, поняла, что все осуществимо.

Настя и Галина на занятиях в группе, программа «Территория радости»
Настя и Галина на занятиях в группе, программа «Территория радости»

— Настя: Как проходят занятия. Сначала спрашивают «как у вас дела, что было, что нового произошло», а после, с детьми уже по игровому — играем и так далее. Конечно рисуем, общаемся. А взрослые, конечно, я не знаю, но что-то такое — как на работе. Поведению с детьми — поставить себя на их место — если вы хотели такого, то попробуйте сначала посадить себя на из место.

— Галина: Примерно я знала чего ожидать, поскольку готовилась в школе приемных родителей. Тренинговые занятия были примерно в таком ключе, как и здесь сейчас, поэтому я представляла что будет. Другое дело, к форме я была готова, а содержание было совершенно новое, совершенно другой подход. Не надо пытаться сделать ребенка как все, а нужно научить его жить с тем какой он есть — основная задача.

Настя  на выездных занятиях в группе, программа «Территория радости»
Настя на выездных занятиях в группе, программа «Территория радости»

Комментарий специалиста:

Елена Петрусенко, психолог.

Мне кажется важным в истории Галины и Насти рассказать и о том, что период адаптации не наступал, потому что ребенок проживал сначала шок адаптации, сначала шок от того, что условия очень сильно отличаются и ребенку необходимо было привыкнуть к большому количеству людей, к большому количеству стимулов, каких-то ярких акцентов. И его спокойствие было бы в том если бы какое-то время с одной стороны ребенок сидел в комнате и учился из нее выходить, но мы находимся в социуме, который транслирует нам, что ребенок должен посещать школу, посещать кружки, он должен к определенному возрасту освоить определенные социальные нормативы, бытовые привычки.
Для того чтобы успеть нужно все делать параллельно — и адаптацию и реабилитацию — это все не под силу родителю когда он находится в своей системе координат. Родителю нужно иметь собственный ресурс для того чтобы выйти. Галина такой человек — она интересующийся, она открытая, она социализирована, у нее есть потребность в поиске.

Читайте также историю семьи Дани