Что вы знаете об ABA?
Рискну предположить, что многие из тех, кто что-то слышал об ABA считают, что для этой дисциплины характерны:
- занятия за столом с карточками;
- занятия с использованием поощрений, в том числе пищевых;
- ввод системы альтернативной коммуникации PECS (тоже карточки).
Такой вот очень скудный перечень отличительных особенностей.
И ведь не скажешь, что это неправда. Всё это присутствует, и стол, и карточки, и поощрения.
Однако, такой ответ можно было бы сравнить с ответом на вопрос "Что вы знаете об Арктике?" - "Что там очень холодно и живут белые медведи". Скудно и непривлекательно. Хоть и правда.
Но сейчас не об этом.
А что вы знаете об ABA в подходе Грега Хенли?
А вы знаете, что такой подход вообще существует?
Если да, то вы уже "продвинутый пользователь" ))
Вот об этом подходе и поговорим.
Усаживайтесь поудобнее. Читать долго.
Справочная информация
Грегори Хэнли, поведенческий аналитик, ВСВА-D, доктор философии.
Уже 30 лет применяет принципы обучения для улучшения социально значимого поведения детей и взрослых, как с ограниченными возможностями здоровья, так и без них.
Доктор Хэнли является членом Американской психологической ассоциации. В прошлом был редактором журнала Behavior Analysis in Practice и журнала Journal of Applied Behavior Analysis (Наука и практика прикладного анализа поведения).
Он опубликовал более 100 статей в рецензируемых журналах, в основном посвященных оценке, лечению и профилактике проблемного поведения и проблем со сном, стратегиям обучения для развития жизненно важных навыков и методов с доказанной эффективностью для практикующих врачей.
Доктор Хенли - автор принципов современного ABA-подхода.
Современная АВА-терапия
- стремится понять человека, которому помогает, узнать его интересы и желания. Создать комфортную обучающую среду. Развивать навыки, которые значимы для ученика и его близких.
- учитывает возможную психологическую травму ребёнка и исходит из того, что любой клиент с нежелательным поведением имел достаточно тяжёлый опыт, чтобы говорить о перенесённой травме из-за того, что его не понимали, осуждали, доставляли дискомфорт.
- выступает за то, чтобы слушать, понимать, направлять и учить, а не доминировать над учеником.
- выступает за то, чтобы во главу угла ставилось сотрудничество с учеником и телегеничность (это значит, надо проводить занятие так красиво, чтобы его можно было показывать по TV)
- считает, что путь к счастливой жизни для семей с детьми с аутизмом вымощен навыками. Главные из них – это навыки игры, досуга, коммуникации, сотрудничества и спокойного отношения к отказу. После того как ученик освоит эти умения можно будет направить обучение в самые разные русла.
Задачи, которые успешно решаются с помощью этого подхода
Доктором Хенли и его соратниками разработан ряд процедур, которые применяются поведенческими специалистами в разных сферах практики:
1. Коррекция особо опасного поведения у детей и взрослых с нарушениями развития (PFA). Включает:
- Проведение функционального анализа синтезированных последствий на основе интервью с открытыми вопросами (IISCA)
- Тренинг с опорой на навыки (SBT). В рамках тренинга происходит формирование обобщенной коммуникативной реакции, которая замещает проявления нежелательного поведения у ученика, и постепенное усложнение этой реакции, а также постепенное добавление требований.
2. Коррекция проблемного поведения, связанного с приемом пищи.
Суть программы заключается в введении новых продуктов в рацион без принуждения - для детей и взрослых с нарушениями развития, у которых наблюдаются данные проблемы.
3. Коррекция проблем со сном.
Суть программы в формировании здоровых привычек засыпания. Применяется для любых людей - как детей, так и взрослых, с нарушениями развития или без них.
4. Программа "Баланс" (Balance) - формирование навыков сотрудничества, как превентивный подход.
Научить ребенка сотрудничать со взрослым и выполнять задания еще до того, как у него сформируется нежелательное избегающее поведение. Применяется обычно для детей с нарушениями развития в раннем возрасте.
5. Программа PLS - формирование навыков сотрудничества у дошкольников, которые посещают детский сад.
Программа применяется в основном, для детей с типичным развитием, но также может применяться и в групповом формате коррекционного обучения.
---------
Такие вот важные задачи, с которыми можно успешно справиться с помощью этого подхода.
Прекрасно, что у нас в стране появляется всё больше специалистов в этой области. Они есть и они доступны.
Их можно найти, пусть не в своём городе, но выстроить работу удалённо - это вполне возможно.
Два подхода одной науки
- Отличительной особенностью АВА по Хенли является большое внимание к тому, чтобы создать такую обстановку, в которой ученик будет Доволен, Расслаблен и Увлечён (ДРУ).
Если сравнить современный АВА-подход (АВА с ДРУ) с традиционным АВА, в которой используются поощрения, то это выглядит примерно так:
Может показаться, что в отличии от традиционного подхода, мы больше играем, чем занимаемся, и это действительно так, особенно в самом начале. Требования наращиваются постепенно.
- Следующее отличие заключается в том, что большое внимание уделяется предвестникам нежелательного поведения.
Рекомендуется не использовать игнорирование и попытки продолжать работу при появлении у ребёнка незначительного проблемного поведения.
Задача прислушаться к тому, что ребёнок пытается выразить своим поведением и отреагировать соответствующим образом.
- Рекомендуется ограничивать несущественные требования к ребёнку.
Например, не задавать ребёнку вопросы, целью которых не является ведение диалога с ним и не пытаться ограничивать его стереотипное поведение.
По поводу отношения к стереотипному поведению - для меня это было одним из самых больших открытий.
Сейчас я не делаю попыток блокировать стереотипное поведение сына. Вместо этого я могу попытаться очень ненавязчиво переключить его внимание или вежливо попросить его немного подождать, если демонстрация этого поведения неуместна в данном контексте.
- Основной задачей тренинга по Хенли становится научить ребёнка обозначать свой приоритет перед взрослым, а взрослого, в свою очередь, научить этот приоритет принимать.
Мы так стремимся руководить, управлять и развивать, что за всей этой историей можем забыть, что перед нами маленькая личность со своими особенностями, которые требуют уважительного отношения к себе.
-------------
В целом могу сказать, что переход к АВА по Хенли сильно отражается на жизни всей семьи в лучшую сторону.
Описание личного примера можно почитать в моей статье:
Изложение вебинара Л. Островской "Мифы и реальность подхода ПФА/ТОН" в статье:
--------------
Важно! Этот подход - это не какой-то отдельный метод или практика. Это всё та же наука Прикладной анализ поведения (АВА) и все основные принципы, которые используются в этом подходе, имеют всё то же научное обоснование.
По моему мнению, это просто подход с другой стороны.
--------------
Источники, используемые при написании статьи:
Статья о взгляде на современную АВА Грега Хенли:
https://practicalfunctionalassessment.files.wordpress.com/2020/12/todays-aba-russian-1.pdf
Публикации из Телеграмм канала Юлии Эрц.
Публикации из Телеграмм канала русскоязычного сообщества, заинтересованных в применении подхода Г. Хенли, PFA and SBT (G. Hanley)_RUS
Надеюсь, было полезно.
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.
Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 👍
#ава-терапия #Хенли #прикладнойанализповедения #аутизм #коррекцияповедения #коррекционнаяпедагогика