Найти в Дзене
Такое поведение

Классическая ABA-терапия и по Хенли

Оглавление
Кадр из мультфильма День и Ночь с дополнениями от автора блога
Кадр из мультфильма День и Ночь с дополнениями от автора блога

Что вы знаете об ABA?

Рискну предположить, что многие из тех, кто что-то слышал об ABA считают, что для этой дисциплины характерны:

  • занятия за столом с карточками;
  • занятия с использованием поощрений, в том числе пищевых;
  • ввод системы альтернативной коммуникации PECS (тоже карточки).

Такой вот очень скудный перечень отличительных особенностей.

И ведь не скажешь, что это неправда. Всё это присутствует, и стол, и карточки, и поощрения.

Однако, такой ответ можно было бы сравнить с ответом на вопрос "Что вы знаете об Арктике?" - "Что там очень холодно и живут белые медведи". Скудно и непривлекательно. Хоть и правда.

Но сейчас не об этом.

А что вы знаете об ABA в подходе Грега Хенли?

А вы знаете, что такой подход вообще существует?

Если да, то вы уже "продвинутый пользователь" ))

Вот об этом подходе и поговорим.

Усаживайтесь поудобнее. Читать долго.

Справочная информация

Грегори Хэнли, поведенческий аналитик, ВСВА-D, доктор философии.

Уже 30 лет применяет принципы обучения для улучшения социально значимого поведения детей и взрослых, как с ограниченными возможностями здоровья, так и без них.

Доктор Хэнли является членом Американской психологической ассоциации. В прошлом был редактором журнала Behavior Analysis in Practice и журнала Journal of Applied Behavior Analysis (Наука и практика прикладного анализа поведения).

Он опубликовал более 100 статей в рецензируемых журналах, в основном посвященных оценке, лечению и профилактике проблемного поведения и проблем со сном, стратегиям обучения для развития жизненно важных навыков и методов с доказанной эффективностью для практикующих врачей.

Грегори Хенли, фотография в рамочке
Грегори Хенли, фотография в рамочке

Доктор Хенли - автор принципов современного ABA-подхода.

Современная АВА-терапия

  • стремится понять человека, которому помогает, узнать его интересы и желания. Создать комфортную обучающую среду. Развивать навыки, которые значимы для ученика и его близких.
  • учитывает возможную психологическую травму ребёнка и исходит из того, что любой клиент с нежелательным поведением имел достаточно тяжёлый опыт, чтобы говорить о перенесённой травме из-за того, что его не понимали, осуждали, доставляли дискомфорт.
  • выступает за то, чтобы слушать, понимать, направлять и учить, а не доминировать над учеником.
  • выступает за то, чтобы во главу угла ставилось сотрудничество с учеником и телегеничность (это значит, надо проводить занятие так красиво, чтобы его можно было показывать по TV)
  • считает, что путь к счастливой жизни для семей с детьми с аутизмом вымощен навыками. Главные из них – это навыки игры, досуга, коммуникации, сотрудничества и спокойного отношения к отказу. После того как ученик освоит эти умения можно будет направить обучение в самые разные русла.

Задачи, которые успешно решаются с помощью этого подхода

Доктором Хенли и его соратниками разработан ряд процедур, которые применяются поведенческими специалистами в разных сферах практики:

1. Коррекция особо опасного поведения у детей и взрослых с нарушениями развития (PFA). Включает:

  • Проведение функционального анализа синтезированных последствий на основе интервью с открытыми вопросами (IISCA)
  • Тренинг с опорой на навыки (SBT). В рамках тренинга происходит формирование обобщенной коммуникативной реакции, которая замещает проявления нежелательного поведения у ученика, и постепенное усложнение этой реакции, а также постепенное добавление требований.

2. Коррекция проблемного поведения, связанного с приемом пищи.

Суть программы заключается в введении новых продуктов в рацион без принуждения - для детей и взрослых с нарушениями развития, у которых наблюдаются данные проблемы.

3. Коррекция проблем со сном.

Суть программы в формировании здоровых привычек засыпания. Применяется для любых людей - как детей, так и взрослых, с нарушениями развития или без них.

4. Программа "Баланс" (Balance) - формирование навыков сотрудничества, как превентивный подход.

Научить ребенка сотрудничать со взрослым и выполнять задания еще до того, как у него сформируется нежелательное избегающее поведение. Применяется обычно для детей с нарушениями развития в раннем возрасте.

5. Программа PLS - формирование навыков сотрудничества у дошкольников, которые посещают детский сад.

Программа применяется в основном, для детей с типичным развитием, но также может применяться и в групповом формате коррекционного обучения.

---------

Такие вот важные задачи, с которыми можно успешно справиться с помощью этого подхода.

Прекрасно, что у нас в стране появляется всё больше специалистов в этой области. Они есть и они доступны.

Их можно найти, пусть не в своём городе, но выстроить работу удалённо - это вполне возможно.

Два подхода одной науки

  • Отличительной особенностью АВА по Хенли является большое внимание к тому, чтобы создать такую обстановку, в которой ученик будет Доволен, Расслаблен и Увлечён (ДРУ).

Если сравнить современный АВА-подход (АВА с ДРУ) с традиционным АВА, в которой используются поощрения, то это выглядит примерно так:

Традиционная АВА и Современная АВА. Источник PFA and SBT (G. Hanley)_RUS
Традиционная АВА и Современная АВА. Источник PFA and SBT (G. Hanley)_RUS

Может показаться, что в отличии от традиционного подхода, мы больше играем, чем занимаемся, и это действительно так, особенно в самом начале. Требования наращиваются постепенно.

  • Следующее отличие заключается в том, что большое внимание уделяется предвестникам нежелательного поведения.

Рекомендуется не использовать игнорирование и попытки продолжать работу при появлении у ребёнка незначительного проблемного поведения.

Задача прислушаться к тому, что ребёнок пытается выразить своим поведением и отреагировать соответствующим образом.

  • Рекомендуется ограничивать несущественные требования к ребёнку.

Например, не задавать ребёнку вопросы, целью которых не является ведение диалога с ним и не пытаться ограничивать его стереотипное поведение.

По поводу отношения к стереотипному поведению - для меня это было одним из самых больших открытий.

Сейчас я не делаю попыток блокировать стереотипное поведение сына. Вместо этого я могу попытаться очень ненавязчиво переключить его внимание или вежливо попросить его немного подождать, если демонстрация этого поведения неуместна в данном контексте.

  • Основной задачей тренинга по Хенли становится научить ребёнка обозначать свой приоритет перед взрослым, а взрослого, в свою очередь, научить этот приоритет принимать.

Мы так стремимся руководить, управлять и развивать, что за всей этой историей можем забыть, что перед нами маленькая личность со своими особенностями, которые требуют уважительного отношения к себе.

-------------

В целом могу сказать, что переход к АВА по Хенли сильно отражается на жизни всей семьи в лучшую сторону.

Описание личного примера можно почитать в моей статье:

Изложение вебинара Л. Островской "Мифы и реальность подхода ПФА/ТОН" в статье:

--------------

Важно! Этот подход - это не какой-то отдельный метод или практика. Это всё та же наука Прикладной анализ поведения (АВА) и все основные принципы, которые используются в этом подходе, имеют всё то же научное обоснование.

По моему мнению, это просто подход с другой стороны.

--------------

Источники, используемые при написании статьи:

Статья о взгляде на современную АВА Грега Хенли:

https://practicalfunctionalassessment.files.wordpress.com/2020/12/todays-aba-russian-1.pdf

Публикации из Телеграмм канала Юлии Эрц.

Аутизм: коррекционная работа на основе АВА

Публикации из Телеграмм канала русскоязычного сообщества, заинтересованных в применении подхода Г. Хенли, PFA and SBT (G. Hanley)_RUS

PFA and SBT | ПФА и ТОН

Надеюсь, было полезно.

Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.

Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 👍

#ава-терапия #Хенли #прикладнойанализповедения #аутизм #коррекцияповедения #коррекционнаяпедагогика

Пройти курс Хенли бесплатно до 31 января 2024г.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Изменения в речевой программе Жени для перехода от 3 уровня ОНР к 4. Рассказы о профессиях. "Повар"
По последним видео заметно, что Женя сделал приличный скачок в развитии речи. Он подошёл вплотную к границе ОНР 4. Это означает, что третий уровень развернулся во всем своем разнообразии. Последний пункт нам особенно интересен. Мы приступаем к работе над целой серией рассказов о людях разных профессий. Один из моих учеников, Даня, уже трудится над этой темой. Его мама составила картотеку описательных рассказов о лётчиках и стюардессах, врачах и медсëстрах, поварах и официантах. Она сразу же делится со мной всеми материалами, которые Даня уже отработал...
Приём "выбери, что понравилось", помогающий ребенку запомнить скучную для него лексическую тему
Лексическая тема "Деревья" не пользуется популярностью у детей. Мало эмоций вызывает и частотность употребления названий низковата. Чтобы "отправить" необходимый минимум деревьев в долгосрочный отдел памяти, использую прием "Выбери дерево, которое тебе понравилось". Набор картинок разбиваю на группы из 3-4 деревьев. Рассматриваем их с ребенком, обсуждаем, почему эти растения относятся к деревьям (один мощный ствол, ветви, листья, крепкие корни). Затем составляем названия из букв или можно предложить ученику напечатать слова в альбоме...
Различия между становлением первичного словаря и словарной работой на выходе из алалии. Рассказ "Столяр"
На высоком этапе работы с ребенком, когда он уже овладел основами связной речи, каждая новая тема опирается по лексике на весь пласт словарного запаса, накопленный на предыдущих уровнях. Хотим поговорить о профессии столяра, подразумеваем, что на карточках по глобальному чтению у нас уже были ручные столярные инструменты. Для подготовки к рассказу не обязательно вспоминать множество инструментов, достаточно освежить 5-6 названий. Если только мальчики вдруг сами захотят блеснуть знаниями и начнут сыпать словами, которые узнали у папы или у дедушки в мастерской...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты