3 subscribers

Рунич (Фрадкин) Осип Ильич

Кинопроизводство в России набрало серьезных размеров во время империалистической войны. До войны российский рынок потреблял главным образом импортные, зарубежные фильмы.

Лишь с началом империалистической войны, когда блокада России стала помехой к импорту картин, встал вопрос о российском кинопроизводстве. Благодаря фильмовому голоду оно обещало хорошие прибыли и кино-художники бросились делать картины.

За один только 1915 возникло чуть ли не 15 новых кино-предприятий. Понятно, что и в кинопроизводство эти рыцари принесли свои обычные приемы. Лозунги наживы сделались лозунгами производства: театры меняли свои программы каждую неделю и каждую пятницу кино-фабрика выпускала новую картину. "В пятницу новый программ".

Общий художественный и производственный состав рабочих дореволюционной кинематографии отвечал этим лозунгам.

Кинематография в ту эпоху «расцвета своей туманной молодости» была изолирована от культурных кругов дореволюционной художественной интеллигенции. Та самая интеллигенция, скопившаяся у костров нашей театральной культуры, с присмотром относившаяся к кино, как к низкому жанру искусства.

Неудивительно, что при таком отношении к кино, туда шли только рабочие, которым не повезло в других отраслях искусства. Неспособные к значительным творческим усилиям профессиональные халтурщики были покорными исполнителями воли тех, кому в «пятницу» потребовался «новый программ»: Они быстро набили руку на рукомыслии и стали законченными мастерами кинематографического штампа.

Понятно, что производство шло полным ходом. Не прошло и года, как выпуск русских картин достиг почти 180 названий; в течение полугода был инсценирован целый русский песенник, на электрических рекламах кино театров завертелись крикливые: «...И все оплакано... осмеяно... забыто», или «Мое костер в тумане светит». В течение одного или двух месяцев рождались «звезды экрана», через несколько дней образовывались невероятные карьеры Руничей83, Полонских84, Карали и другие.

Золотая пора грюндерства сделала все-таки и свое положительное дело; кино заняло какое-то место в жизни старой России: вульгарное и уличное, оно лезло в глаза, увлекало своим оживлением улицу, наполняло газету сенсационной рекламой и по мере того, как громче звучала его несдержанная песня, оно непременно стало обращать на себя внимание общества и государства.

Уже появились в кино культурные и высоко талантливые художники и среди них на первом месте кинорежиссер Бауэр.

Бауэр шел от кинематографического материала; он первым понял роль освещения в кино-съемке и усердно работал над ним, он еще до американцев наметил теорию киномонтажа, обнаружил ряд киноактеров и положил основы кинематографической культуры в старой России. Ранняя смерть Бауэра помешала пышно расцвести его таланту, но уже и та, что он и сделал, сказалась на кинематографической ситуации. Кино начало привлекать к себе внимание дореволюционной художественной интеллигенции.

Одновременно с этим и государственные власти начинают учитывать важное значение кино как орудия политической пропаганды. В газете «Русское Слово» от 5-X-1916 года мы находим следующее сообщение:

«В государственных кругах разрабатывается проект по строительству государственных кинематографов. Авторы проекта исходят из того мнения, что правая пресса потеряна для власти как средство политической пропаганды, а правительственная пресса играет ничтожную роль. В проекте указывается, что кинематограф, если

Рунич (Фрадкин) Осип Ильич (1889–1947) — актер. Работал в киевском т-ре Н. Соловцова, МХТ. В кино дебютировал в 1915 году (Николай Ростов в фильме «Война и мир»). Работал в Т/Д «Д.И. Харитонов». До революции снялся более чем в 33 ф. В 1919 – уехал из Одессы на киносъемки в Италию. В 1920 году переехал в Берлин и активно снимался в немецком кино. В 1925 – вел педагогическую работу в парижской Учебной киностудии. В 1926 году вернулся на драматическую сцену, выступал в труппе рижского Русского драм. т-ра. В конце 1920-х – в Польше был арестован как «нежелательный элемент» и изгнан из страны. В 1939 году поехал в Южную Африку, где выступал в труппе Еврейского Художественного т-ра и в других антрепризах. - Прим. упор.