0 subscribers

цветастым поясом

Тридцатилетнее существование кино – героическая эпопея борьбы молодого искусства за свою самостоятельную акцию, за свое признание в кругах потребителей искусства.

Пусть до сих пор идут споры вокруг допущения кино в академию, пусть до сих пор не найдены «наклейки», чтобы ею украсить кино на полочке «красных искусств», пусть до сих пор кино переживает периоды упадка и идеологических и формальных блужданий, явлений «атавизма» (обратно, к источникам !), однако наибольший процент потребителей из всех искусств имеет именно кино, завоевав едва ли не самый большой участок советской культуры.

Украинская кинематография родилась вместе с октябрем, вместе с октябрем она развивалась и процветала. Украинскую кинематографию нельзя рассматривать вне Октября.

Но это утверждение не будет верным, если не сделать экскурса в прошлое и не поискать там следов «украинского», кино.

А следы, безусловно, есть...

Сравним (вообще несравнимое) кино и театр.

Ведь украинский театр прошел большой путь эволюции и революционных проявлений отдельных

мастеров, чтобы прийти к ясно определенной культурной линии и формальных средств.

Начав с чисто общественной цели — борьбы за украинскую культуру, украинский театр перевелся на воспитание вышитой, широкоштанной, «малоросейской», гопачной экзотики, импонировавшей вполне вкусовые мещанина и не вызывавшей на себя подозрений и погони со стороны царского правительства. Таким остался театр кое-где до сих пор в виде «русско-малорусских» трупп,

что за руководством неспособных халтурщиков, разных Паньков, расположились по городкам России. Переняв от театра и отчасти от литературы, которая, с легкой руки Николая Гоголя, имела любимым сюжетом коньком «дразнить хохла», кино тоже одело широкие шаровары, опере-

зашлось цветастым поясом и заливалось водкой...

История снабжает нам интересные эпизоды, курьезы и анекдоты...

Однажды, копаясь в архиве фильмотеки, наткнулся я на интересные кадры, они убедили

меня, что «украинская» кинематография занимала почетное место в изделиях «юго-русских» кинопродуцентов. Что другое, как не попытка создать «искренний национал.» фильм, эти душистые глубокомысленные кадры под трогательным названием: «Цыганка Груня» Содержание этого «очень коми ческого» фильма такое: Цыган с цыганкой уговариваются ограбить волостного писаря. Цыганка приманивает писаря «под сосенку» в самый патетический момент приходит цыган с ломакой и исполняет свое намерение.