КРЕПОТСТВО НА УКРАИНСКОМ ЭКРАНЕ | Андрей Балашкин | Яндекс Дзен
3 subscribers

КРЕПОТСТВО НА УКРАИНСКОМ ЭКРАНЕ

Это было летом 1925 года.

Я вернулся на Украину после долгого путешествия по тропическим странам. Два с половиной года я был оторван от украинской культуры.

Еще на Дальнем Востоке до нас доносились слухи о расцвете и больших производственных перспективах украинской кинематографии.

Украинское кино выходит наконец на широкий путь. И тематически, и формально оно приближается к широким массам. Кино-руководители поняли, наконец, несравненный вес кино, как растущего художественного полит- и культ-просветителя украинского советского общества.

Именно в это время в медвежьей провинции пришлось увидеть «последний боевик» ВУФКУ «Укразия».

И мы были совершенно разочарованы.

Разговоры о полит- и культ-просветителе остались сладкими разговорами.

С экрана на нас взглянуло гладкое подслащенное псевдо-революционной ханжонковщиной. Это был настоящий апотеоз чисто коммерческого подхода к делу.

Кино-чиновники и кабинетные специалисты, переведя на украинский язык русские надписи, «препод-

несли» нам вместе а «Укразией» лишнее доказательство абсолютного непонимания задач советского кино. Они не понимали, или не хотели понимать, что развлекать «почтеннейшую публіку» псевдо-революционным детективом — это значит идти по линии наименьшего сопротивления, которое может загнать наше кино в тупик. (Такую же ошибку позже совершило русское кино — вспомните хотя бы тот

знаменитый «Мисс Менд»114).

Понятное дело, что голая агитка сейчас не только не нужна, но даже вредна,

Социальная, как и всякая другая идея тогда только «дойдет» до зрителя, только тогда тронет его

и войдет в его сознание, когда она, эта идея, воплощена в подлинном художественном произведении. И что с этой стороны особенно важно – это наше прошлое с точки зрения современного сознательного пролетария.