15 подписчиков

О формах и значении современного искусства

Художник нынче обрёл свободу!

Художник нынче обрёл свободу! Ему больше не нужно добывать пигменты и ранжировать картины по степени доступности натурщиц, над ним не довлеют церковные каноны и строгая эстетика времени, к нему самому даже нет требований по академической подготовке или опыту работы.

Но вместе с этой свободой он попал в рабство. Искусство разделилось на виды и техники, форматы и подходы, контексты и цели. Ты уже практически не можешь быть понятым «всеми», ты становишься доступным «избранным». Причём эти «избранные» голосуют за тебя не рублем, а своей субкультурой: «Ура, ты - один из нас!» Сомнительный хлеб.

Художник нынче обречён на непонимание. У него не так много выразительных средств: форма, цвет, контраст, композиция. Но и они метафоричны и слишком субъективны, чтобы мы говорили о признании. Неизменным остаётся лишь одна, очень странная вещь - субъективное ощущение гармонии, которое вызывает та или иная работа. Ровно на это можно опираться в борьбе за «место под Солнцем».

Кто-то поймет малый мазок и кропотливый труд. Иной - цвет. Третий - аллегорическое послание. Четвёртый удивится ракурсу или повороту головы. Достаточно освоить один элемент, чтобы уверенно рисовать; комбинацию двух, чтобы создавать своё; три и более, чтобы претендовать на выразительность.

Но чтобы сработали четыре и более факторов, надо быть искусным магом, выходящим за рамки своего и общественного сознания, надо предложить людям нечто, что они ещё не в силах понять, но уже готовы вкусить. А потому художник всегда танцует на грани. Он не может обращаться к очевидным символам, так как за ними теряются любые попытки диалога. Но и не может слепо создавать новые символы, так как там диалога ещё нет.

Современное искусство подвижно и интерактивно. Оно общается со зрителем, даёт ему возможность высказаться, провоцирует. Оно больше, но одновременно меньше классической живописной школы. Оно моментно. Как моментно сейчас время. Искусство же в том, чтобы заставлять этот момент длиться вечность.

Художник нынче обрёл свободу!-2

Эту задачу не способен решить один выразительный язык. Художник должен искусно жонглировать всеми инструментами. Сознательно применять или сознательно от них отказываться, выжигая их след, чтобы у зрителя не осталось ни малейшего намёка на возможность другого исхода. Только один - предложенный самим художником.

Ты не можешь просто сказать: я не знаю, как, но у меня что-то получилось. Ты должен уметь отстоять каждый мазок кисти, каждое касание своего холста. Вот здесь начинается художник! При этом ты не можешь кричать: крик разрушает. Говорить тихо, но выразительно - этому мастерству художник учится каждый день, наблюдая природу и весь мир вокруг.

Здесь для художника кроется выбор: либо ты работаешь с вечными ценностями, либо выбираешь путь новатора. Вечные ценности относят тебя к классической школе и исторической когорте гениев. Очень часто такая преемственность подавляет больше, чем даёт сил нести и продолжать. Ты также можешь выбрать шутовство: смеяться и провоцировать. Это продается! Хотя ты и рискуешь прожить не долгую, но яркую жизнь.

Оба пути имеют право на жизнь. И хотя многие ищут свою уникальность где-то между ними, истинные творцы стоят на своём. Осваивая в совершенстве один элемент или подход, они не чураются грязной ремесленной работы: создают сотню полотен, чтобы случилось одно. В ней найдётся тот самый рецепт, та гармоническая пропорция всех элементов, где отдельным звеном будет учтен зритель.

Простота - ключ к гениальности. Переписывать сюжет снова и снова, в поисках самых простых и точных выразительных средств языка - в этом большой секрет мастерства. Зритель это чувствует. Чувствует, как художник искал свою линию, как думал над цветом, как сомневался в материале. В конечном же варианте, нашёл в себе смелость сказать: «Это оно!» и в своей настырной уязвимости выйти к людям.

Продаётся то, в чём есть явный след автора. Не штампы, не гонка на скорость, а чёткий взгляд автора на реальность, с которым практически невозможно спорить. Автор ещё оставляет нам возможность досоздать картину, иллюзию диалога. Но настырно ставит жирную подпись на том полотне, которое он создаёт в своём воображении.

И картина продолжает говорить за автора. Продолжает за него упорно молчать, оставляя внутри лишь выжженное клеймо - полное ощущение того, что иного исхода случиться не могло.

Автор: Наталья Лапидус