ARS Corporation
1 subscriber

Как путешествия влияют на работу мозга?

Как путешествия влияют на работу мозга?

По мнению психологов, философов и нейробиологов, нашим главным врагом является автоматизм. Мы выполняем одни и те же действия, посещаем одни и те же места, ходим по одному и тому же маршруту. Так наша жизнь постепенно превращается в «день сурка». С одной стороны, это позволяет не тратить время и силы на адаптацию, но с другой — мозг становится ленивым, так как ему больше не нужно усваивать огромные объемы информации. В этой ситуации смена обстановки является идеальным решением проблемы.

У мозга есть интересное свойство — создавать новые нейронные связи благодаря контакту с миром. Ключевыми факторами здесь являются внешнее разнообразнее и вариативность взаимодействия. А что может устроить перезагрузку системы? Правильно, путешествия.

Лучше всего данную ситуацию может описать термин «остранение», который ввел в 1916 году русский писатель Виктор Шкловский. Его главной целью является вывести человека из автоматизма восприятия и позволить ему взглянуть на привычные вещи под другим углом. Вспомните свои ощущения после возвращения домой из очередного путешествия: кажется, что прежнее пространство, которое вы изучили вдоль и поперек, изменилось. Это связано с тем, что, получив массу впечатлений, вы привнесли эффект нового в свои будни.

Какие изменения происходят в мозге, когда мы путешествуем?

Путешествия являются лучшим источником внешнего разнообразия, потому что все воспринимается как новое. Пытаясь как можно лучше воспринять и усвоить информацию, синапсы, представляющие собой небольшие промежутки, которые связывают нейроны и фильтруют «внешний шум», начинают активно работать. Синаптические связи, фиксирующие опыт, вне зависимости от того, удачный он или нет, могут образовываться одним из двух способов: через эмоциональную встряску или через обучение и регулярное повторение (характерно для изучения иностранного языка).

По этой причине путешествия способствуют перезагрузке и повышению продуктивности, но лишь в том случае, если они насыщенны по событиям и эмоциям. Как бы вы ни мечтали поваляться на пляже с коктейлем в руке, подобное времяпрепровождение не сможет заставить синапсы работать усерднее. Новизну следует превратить в источник опыта и энергии, включая постепенное обучение и эмоциональные встряски. Даже если путешествие длится всего неделю, возьмите от него все: ездите на экскурсии, знакомьтесь с местными достопримечательностями, изучайте новый для себя язык, активно проводите досуг. Главная цель — превратить новую среду в обогащенную, а не довести свои действия до автоматизма: отель — море — ресторан — отель.

В этом случае мозг человека работает так же, как и мозг животного: исследования показывают, что лабораторные крысы и обезьяны развиваются намного быстрее, если находятся в обогащенной среде. Благодаря наличию дополнительных условий, которые вносят разнообразие в их жизнь, они более адекватно реагируют на стресс, эффективнее учатся, а масса и толщина коры мозга стремительно увеличиваются.

Преимущества культурной интеграции

Эффективным приемом, который способствует развитию мозга и умственной активности, является глубокая культурная интеграция. Об этом говорит нейробиолог Венди Сузуки. В своей книге «Странная девочка, которая влюбилась в мозг» она рассказывает, как путешествие во Францию стало для нее идеальной обогащенной средой. Во время поездки Венди изучала новую область науки, осваивала игру на фортепиано, посвящала время французскому языку и даже состояла в отношениях с парижанином: «По мере того, как менялось мое поведение и появлялись новые ощущения, мозг адаптировался к свежей информации и новым раздражителям».

По словам Сузуки, регулярные поездки на дегустации сыров и вин позволили ей расширить обонятельно-вкусовой спектр, что в свою очередь привело к росту новых нейронных клеток. Это возможно, учитывая тот факт, что взрослые имеют две области мозга, где еще допустим нейрогенез — гиппокамп и обонятельная луковица, участвующая в формировании вкусовых ощущений.

Культурная интеграция не только дает физиологические бонусы, но также увеличивает когнитивную гибкость — умение переключаться между идеями и способность устанавливать глубинные связи между формами. Об этом говорит социальный психолог Адам Галинский, одна из работ которого посвящена изучению связи между творчеством и международными путешествиями.

Еще один плюс «смены декораций» — развитие способности к саморегулированию. Небольшие бытовые вызовы, с которыми мы сталкиваемся в поездке (стремительно исчезающий бюджет, тщательное планирование досуга, вождение на незнакомых дорогах) учат нас самостоятельности и самоконтролю, особенно если мы путешествуем в одиночестве и нам не на кого положиться. Учитывая тот факт, что участки мозга, которые отвечают за «управление», тесно взаимодействуют с зонами, ответственными за функционирование ума, можно сделать следующий вывод: чем больше развита способность к саморегулированию, тем выше наша продуктивность.

Пол Нассбаум, клинический нейропсихолог из Питтсбургского университета, утверждает, что путешествия являются восстановительной активностью для мозга и могут отсрочить развитие болезни Альцгеймера. По его словам, когда человек оказывается в новой или сложной с точки зрения восприятия среде, его мозг начинает отращивать больше дендритов — отростков нейронов, которые получают информацию от других нейронов. Чем больше «ветвей» у дендритного дерева, тем больше входных импульсов может получить нейрон, а значит — тем больше материала обработать.

Кратковременный отпуск влияет не только на продуктивность, но и на характер, способствуя повышению самооценки и эмоциональной стабильности. Немецкие ученые во главе с Юлией Циммерман и Францем Нейером провели исследование, в котором приняли участие несколько групп студентов: контрольная группа осталась в родном городе, а другие отправились за границу на один или два семестра. При этом часть студентов уезжали в другую страну учиться, а часть — отдыхать. По сравнению с контрольной группой у всех путешествующих притупилось чувство тревоги и понизился уровень невротизма. Студенты, которые побывали за границей, стали более доброжелательными, общительными, начали легко устанавливать контакт с незнакомыми людьми. Они открылись не только для окружающих, но также для изменений собственной личности — когда мозг вырывается из рутины и направляет все свои силы на адаптацию и изучение нового мира вокруг, ему становится не до предрассудков в отношении границ «я».

Как видите, путешествие, если оно разнообразно и не ограничивается лежанием в шезлонге, является самым простым и быстрым способом получить опыт и переработать его в объемное представление о мире.