3,8K подписчиков

Обь-Енисейский канал: напрасный труд и золото Колчака

22K прочитали
Когда-то в Сибири действовал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей.

Когда-то в Сибири действовал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей. Сегодня речь пойдёт об Обь-Енисейском, или Кеть-Касском канале, который был заброшен в середине прошлого века, но до сих пор обозначен на картах и хорошо виден на космических снимках. Кеть-Касский, или Обь-Енисейский канал, располагается в приграничных районах Томской губернии и Красноярского края.

Обь-Енисейский канал - яркая многовековая мечта наших предков, полагавших, что соединение двух великих сибирских рек, Оби и Енисея, будет иметь для России как огромное экономическое, так и военно-политическое значение. К сожалению, этой мечте сбыться было не суждено.

Если рассмотреть водные пути того времени, то с Волги через Каспийское море, а далее через реку Урал свободно можно было попасть в южные районы Уральских гор, а далее, некоторое расстояние волоком протащив лодки до реки Тобол, попасть в Иртыш и в Обь. Но дальше, на восток к Енисею по водным путям никак было не добраться. Самый ближайший исток реки к Енисею, который сообщается с Обью – это река Кеть. Так, к началу XIX века появилась необходимость строительства канала, который связал бы реки Обь и Енисей, а посему изучение сибирских рек оживилось.

Карта Обь-Енисейского канала
Карта Обь-Енисейского канала

Интересно, что идея постройки канала, который соединил бы бассейны рек Обь и Енисей, возникла ещё на рубеже XVIII-XIX веков. Но в тот период строительство канала в труднодоступной заболоченной местности оказалось невозможным.

В 1811 году для разведки местности и для осмотра рек, протекающих между Обью и Енисеем, был послан Инженер Полизов, вслед за которым периодически в течение нескольких десятилетий посылались и другие разведыватели водных путей.

В 1872 году потомственный гражданин города Енисейска Фунтосов П.Е. узнал от остяков, что во время половодья есть возможность без особого труда перебраться с реки Кеть на приток Енисея - реку Кас. В 1872-1873 годах он организовал службу разведочной партии под руководством Захарова Г. в районе верховья реки Озёрной – озеро Большое Водораздельное – верховья реки Кас. Экспедиция подтвердила, что построить канал вполне реально. Средства на сооружение канала были найдены только спустя 10 лет, в 1883 году, а к началу 1890-х годов он уже был построен, и по нему прошли первые суда.

Строительство Обь-Енисейского канала
Строительство Обь-Енисейского канала

Правда, небольшие сибирские реки и сам канал были довольно мелководны, поэтому по Обь-Енисейскому пути могли ходить далеко не все суда. В период половодья канал мог обслуживать суда водоизмещением до 80 тонн, а в остальное время не более 8 тонн и допускал проход судов с осадкой не более метра с четвертью. К тому же суровый сибирский климат ограничивал период навигации по Обь-Енисейскому каналу всего до трёх с половиной месяцев.

Канал проходит по низменной заболоченной местности и соединяет реку Кеть (правый приток Оби) с рекой Кас (левый приток Енисея). Протяжённость самого канала составляет 8 километров, остальная часть водного пути проходит по небольшим таёжным рекам. Во время строительства канала были сделаны многочисленные археологические находки, свидетельствующие о том, что люди селились на берегах сибирских рек более шести тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты, найденные при строительстве канала: каменные орудия, бронзовые, железные, роговые и костяные изделия, узорчатые глиняные черепки. Они были доставлены в археологический музей Томского университета, где хранятся и по сей день.

Антропоморфная личина
Антропоморфная личина

Антропоморфная личина. Бронза. Конец I тыс. до н.э. – начало I тыс. н.э. Обь-Енисейский канал. Хранится в Музее археологии и этнографии Сибири Томского университета, была найдена случайно при строительстве канала в 1885 году.

Бляха-нашивка
Бляха-нашивка

Бляха-нашивка с изображением фигуры волка и голов лося. Бронза. VI-Х вв. н.э., Обь-Енисейский канал (р. Язевая). Хранится в Музее археологии и этнографии Сибири Томского университета.

После открытия канала планировалась дальнейшая его модернизация: расширение и углубление, строительство дополнительных шлюзов.

Вот что писал в 1908 году в своём докладе для Общества естествоиспытателей и врачей при Томском университете доктор Чугунов Сергей Михайлович, служивший какое-то время на канале:

Когда-то в Сибири действовал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей.-6

«При каждом из 14 шлюзов канала находятся жилые помещения для служащих, называемые станами.… На Новом стане находятся: контора участка, обширная кладовая продовольственных припасов, школа, больница и квартиры служащих – постоянно живущих (помощника начальника участка, врача, фельдшера и акушерки, техника, кладовщика, конторщика, учителя и др.) и временно приезжающих на лето, отдельные избы и казармы для тружеников; здесь же находится лавка частного торговца, который обязан продавать товары по ценам, назначенным по соглашению с начальником участка.

Число служащих и тружеников (с семьями) на канале в настоящее время не более 250 человек; летом доходило до 800 человек…

Когда-то в Сибири действовал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей.-7

Кроме жалованья служащие и труженики от казны пользуются продовольствием. Служащий получает в месяц: 3 пуда мяса, 4 пуда ржаной муки, 12 фунтов коровьего масла и «по мере надобности» керосина, стеариновых свечей, фитиля, лампового стекла. Но такое количество выдаётся при условии, если при служащем налицо семья: если же он, хотя временно, живёт один, то находится «на положении одинокого» и получает вдвое меньше; остаток же, то есть другая половина следуемого ему продовольствия, поступает в «экономию казны»…».

В 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которая существенно снизила, а то и свела на нет, роль канала как перспективной транспортной артерии Сибири, и на его усовершенствование нужная сумма уже не нашлась. Но после начала русско-японской войны (1904-1905 годов) железные дороги в Сибири оказались парализованы. Пришлось возвращаться к водным путям передвижения в этой местности и срочно восстанавливать судоходство. В 1905 году по каналу были переправлены рекордные для него 50000 пудов груза, в том числе и рельс для строительства второго пути Транссиба в районе Иркутска. В 1911 году на основе опыта эксплуатации транспорта в военное время было принято решение о расширении канала, но из-за начавшейся Первой мировой войны продолжение строительства было отложено, а потом и вовсе отменено. Канал не был заброшен сразу, он числился казённым предприятием ещё какое-то время, на нём трудились специалисты, которые жили там со своими семьями, а дети ходили в школу. В первые годы советской власти управление канала было ликвидировано, персонал переведён на другие пристани реки Обь.

В 1919 году, убегая от красных, переправлялся по Обь-Енисейскому каналу «золотой» конвой Колчака с частью золотого запаса России, но точных сведений о том, что красные всё же настигли отряд «золотого» конвоя на канале, нет. Особое внимание исследователей привлекает шлюз Марьина Грива, рядом с которым находится большой курган - холм земли, с накатами брёвен внутри.

Колчак Александр Васильевич
Колчак Александр Васильевич

Позже, при установившейся советской власти местные жители-староверы показали исследователям братскую могилу, где лежали останки примерно пятисот белогвардейцев. Возможно, это был один из отрядов, выполнявший тайную миссию адмирала Колчака. Что делали белые в конце 1919 года в нескольких тысячах километров севернее Красноярска и железной дороги, по которой прорывалась на восток Белая армия? Скорее всего, именно в этом кургане могут быть сокрыты сокровища Колчака. Сам курган и всё вокруг него изрыто окопами, также наблюдаются следы боёв. Так что тайна исчезнувших царских запасов пока всё ещё остаётся нераскрытой. Но сама по себе современная легенда о «золоте Колчака» продолжает будоражить воображение искателей приключений и влечёт их в сибирскую тайгу на поиски сокровищ.

Также в то время в этой местности, начиная с 1919 года, вёл активные действия полковник Олиферов, один из героев "белой" Сибири. Большевики его небольшой отряд «имени великого князя Михаила Александровича» в несколько сотен штыков называли «бандой», и красные эскадроны гонялись за ним везде, где могли. Так что те следы боёв, которые находят в районе Обь-Енисейского канала, вполне могут быть связаны с деятельностью отряда Олиферова. Неуловимому предводителю «банды» приписывают и то, что он сжёг Баронский столбовой тракт, который тянулся вдоль канала по гривам через болота.

Баронский тракт
Баронский тракт

(Баронский тракт – вымощенная деревом дорога в непроходимых гатях, построенная исследователем и руководителем стройки Обь-Енисейского канала бароном Аминовым Бьорком Александровичем). Настил деревянной дороги действительно был разрушен, но как мог его уничтожить Олиферов, который проходил вдоль канала зимой, неясно. Под метровым снегом, да ещё в болотах брёвна вряд ли могли хорошо гореть…

Последний караван судов по этому водному пути был проведён в годы Великой Отечественной войны из Енисея в Обь для пополнения флота Нарымского пароходства. Это был уникальный перегон, продолжавшийся более четырёх месяцев. С большим трудом через канал были проведены три парохода и один катер. Руководили перегоном опытные капитаны.

Речники при движении каравана были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины и даже строить временные запруды. Во время прохода по каналу пароходы пришлось частично разбирать (снимать обносы и убирать одно ходовое колесо и кожух), а продвигались суда за день лишь на сотню метров, да и то благодаря пароходному шпилю да шестам. Участниками экспедиции был проделан огромный труд. В начале сентября 1942 года, преодолев полуразрушенные шлюзы, караван вышел в акваторию реки Кеть.

Когда-то в Сибири действовал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей.-10

Позднее, в 1980-х годах, в район канала были направлены гидрологи и инженеры для изучения местности и определения целесообразности возрождения канала. Но наземные экспедиции и детальная аэрофотосъёмка вынесли неутешительный для канала вердикт: сооружение водного пути в труднодоступной, практически необитаемой заболоченной местности было признано нецелесообразным. Сегодня об этом канале почти никто не вспоминает, и лишь немногочисленные местные жители, краеведы и туристы-водники знают о его существовании, а любители путешествий по диким местам с интересной летописью частенько включают прохождение канала в свои маршруты.

Ариград-Вести

28.01.2022