0 subscribers

Как американцы подняли Советскую подводную лодку с глубины в 5 километров

Как американцы подняли Советскую подводную лодку с глубины в 5 километров

24 февраля 1968 года из бухты Крашенинникова на Камчатке в свой последний боевой поход вышла подводная лодка К-129 с 98 моряками и 3 ядерными ракетами на борту. 8 марта при загадочных и так до сих пор не выясненных обстоятельствах она затонула в Тихом океане в 2890 километрах к северо-западу от Гавайских островов.

Как американцы подняли Советскую подводную лодку с глубины в 5 километров

В свой очередной поход такого рода, оказавшийся последним, лодка вышла ранним утром 24 февраля 1968 года. Она вновь оказалась в Тихом океане во многом случайно: из предыдущего патрулирования корабль вернулся лишь за полтора месяца до этой даты, однако был вынужден заменить вышедшую из строя аналогичную субмарину. Оказавшись в открытом море, К-129 и 98 человек экипажа произвели пробное погружение, отчитались о его успехе и отправились дальше в режиме радиомолчания. В следующий раз на связь подлодка должна была выйти 8 марта после прохождения 180-го меридиана, международной линии перемены дат. Однако ни 8 марта, ни в последующие дни дежурные в Центральном командном пункте ВМФ сигнала от К-129 не дождались.

Как американцы подняли Советскую подводную лодку с глубины в 5 километров

Активные поиски исчезнувшей субмарины советский флот начал лишь спустя две недели, но все усилия огромной эскадры кораблей успехом не увенчались. Слишком большим был вероятный район катастрофы, а никаких средств слежения за кораблем, которые могли бы пролить дополнительный свет на его судьбу, у СССР не было. Зато они были у США.

В июле 1968 года, спустя четыре месяца после пропажи К-129, ВМФ США начал первую секретную операцию, получившую название Sand Dollar («Песчаный доллар»). Со знаменитой гавайской базы Перл-Харбор в определенный по данным SOSUS район отправилась уникальная подлодка USS Halibut («Палтус»), предназначенная для проведения специальных операций. Она была буквально напичкана самым современным на то время океанографическим оборудованием, включая сонары, водолазные камеры и подводный аппарат с видео- и фотокамерами. Несколько недель тщательных подводных исследований принесли свои плоды. В августе 1968 года останки К-129 были обнаружены.

Как американцы подняли Советскую подводную лодку с глубины в 5 километров

Что произошло с К-129, установить до конца так и не удалось. Американцы полагали, что причиной катастрофы стало нештатное срабатывание двигателей находившихся на борту ракет Р-21. Официальной советской версией стало проваливание субмарины на запредельную глубину погружения из-за неисправности клапана в РДП — устройстве работы двигателя под водой, условно говоря, в трубе типа шноркеля, обеспечивавшей забор воздуха, необходимого для работы дизельного двигателя корабля. Многие же моряки ВМФ СССР при этом убеждены, что трагедию вызвало столкновение К-129 с преследовавшей ее американской подлодкой. Лодка лежала на глубине чуть более 5 километров. В районе кормовой части рубки наблюдалась большая вертикальная трещина, были сильно повреждены и ракетные шахты. USS Halibut в ходе своей экспедиции сделала более 20 тыс. снимков погибшего корабля, после чего вернулась на базу, а в кабинетах штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли закипела аналитическая работа.

Тем временем изучение снимков, сделанных USS Halibut, продолжалось около года. В 1970-м на совещании министра обороны США Мэлвина Лэйрда, советника по национальной безопасности Генри Киссинджера и оставшихся безымянными экспертов ЦРУ и ВМФ страны было принято решение попытаться поднять погибшую субмарину. Приз был сладок: интерес представляла и сама ее конструкция, и находившиеся на борту оружие, системы радиосвязи, шифрования, целеуказания, навигационные комплексы. Здесь необходимо отметить: Советский Союз к этому моменту так официально и не признал потерю лодки. Соответственно, согласно букве закона, американцы имели полное право распорядиться ее останками, как они сочтут нужным. Найденный на дне Тихого океана корабль считался бесхозной собственностью, и даже назвать его братским воинским захоронением было нельзя. Извечный советский комплекс с отказом обнародовать собственные провалы и неудачи в конечном итоге позволил США воплотить в жизнь не имевший аналогов морской инженерный проект, получивший кодовое название «Азориан».

После разработки теоретического плана в ноябре 1972 года США приступили к его практической реализации. На двух расположенных в разных концах страны судоверфях независимо друг от друга были заложены уникальные судна, с помощью которых и предполагалось осуществить операцию по подъему К-129. Главное из них получило название Hughes Glomar Explorer. Для создания правдоподобной легенды, обосновавшей бы его длительное нахождение в одной точке Тихого океана, и отвода советских глаз ЦРУ обратилось к услугам эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза, прославившегося не только странным поведением в последние годы жизни, но и своими порой революционными инженерными начинаниями. К тому же его компании были крупными подрядчиками Пентагона. Хьюз согласился быть ширмой всего проекта «Азориан». Согласно официальной версии, Hughes Glomar Explorer был предназначен для глубоководного бурения, а целью его был поиск перспективных железомарганцевых конкреций под океанским дном. Авторитет и репутация Хьюза были столь велики, что после презентации проекта многие конкурирующие компании всерьез заинтересовались аналогичной геологоразведкой.

Как американцы подняли Советскую подводную лодку с глубины в 5 километров

Hughes Glomar Explorer, по сути, был замаскирован под плавучую буровую платформу, центр которой был увенчан гигантской металлической вышкой. Под ней находился так называемый «Лунный бассейн» длиной 60 метров — фактически огромная камера, куда и должна была быть тайно поднята К-129. При этом вся 100-метровая подлодка по объективным причинам туда бы не влезла, то есть американцы изначально рассчитывали лишь на подъем ее носовой и центральной частей, где находилось самое ценное с их точки зрения оборудование.

В июле 1973 года судно было отправлено на ходовые испытания к берегам Никарагуа, якобы для глубоководной добычи марганца. Вся американская пресса с интересом рассказывала о новом начинании чудаковатого миллиардера. Успешно пройдя проверку, летом 1974 года «Гломар Эксплорер» направилось к Гавайям, в район гибели советской подводной лодки, прибыв на место 4 июля. Корабль измерительного комплекса «Чажма» и военный спасательный буксир СБ-10 засекли странное судно в интересующем советскую военно-морскую разведку районе Тихого океана. Американцы всерьез опасались штурма «Гломар Эксплорер». Экипаж завалил ящиками вертолетную площадку, чтобы предотвратить вертолетный десант. Однако после того, как советские корабли увидели проводимые на «Гломар Эксплорер» работы по состыковке труб и спуску их в воду, судно было классифицировано как гражданская плавучая платформа с оборудованием для бурения морских скважин. Усыпив, таким образом, бдительность советской стороны, корабль ЦРУ приступил к непосредственному выполнению операции по подъему подводной лодки. Справедливости ради надо сказать, что не все в разведке Тихоокеанского флота поверили в легенду, но факт остается фактом – «Гломар Эксплорер» остался без «пригляда» кораблей ОСНАЗ.

Как американцы подняли Советскую подводную лодку с глубины в 5 километров

Нарастив до 5 километров длину труб, американцы опустили ко дну Тихого океана док-понтон со стальными щупальцами-захватами, которыми при помощи подводных телекамер управляли операторы ЦРУ. Металлические клешни сомкнулись на корпусе К-129 и начался её подъем. Но случилось непредвиденное - когда док-понтон был уже почти на поверхности, К-129 внезапно разломилась на две части в месте пробоины. Кормовая часть подлодки с большей частью погибшего экипажа, баллистическими ракетами и рубкой шифровальщика опять рухнула на пятикилометровую глубину. У ЦРУ остались первые два носовых отсека с торпедами, оснащенными ядерными боеголовками и тела шестерых погибших подводников. Предварительное изучение поднятых обломков было произведено непосредственно на борту судна. Затем «Гломар Эксплорер» вместе со своим драгоценным грузом отправилось в Гонолулу. Во избежание возможных дипломатических осложнений поднятые тела погибших советских моряков были захоронены в океане, по принятому в СССР ритуалу. Один из сотрудников ЦРУ, знающий по долгу службы русский язык, зачитал по-русски специально составленный текст, и контейнер с телами подводников, покрытый советским военно-морским флагом, под звуки гимна СССР, был опущен в воды Тихого океана. Из-за высокого радиационного фона тела спускали в металлических гробах. Согласно опубликованной Госдепом переписке, изначально рассматривалась возможность сохранить личные вещи покойных для последующей передачи родным - это могло бы ослабить напряжение, если бы Советский Союз узнал о проекте. В планах ЦРУ было продолжение экспедиции в следующем году. Американцам были необходимы советские баллистические ракеты и военно-морские шифры.