15 subscribers

рассматривает выдвигаемые департаментами основные предложения и

влечет за собой ее неизбежный рост. Так, большинство крупнейших

корпораций - за исключением «тяжелых», с аномально высокими

постоянными издержками производства (нефтедобыча, выпуск алюминия),

- не только обязаны своим статусом, прежде всего, диверсификации, но и

продолжают испытывать колоссальное давление, направленное на

дальнейший рост.

Другой связанный с рассматриваемой конфигурацией фактор - возраст

- по своему воздействию во многом аналогичен масштабам предприятия. В

относительно «молодых» крупных организациях менеджмент может

ограничиться традиционными рынками, вто время как руководству

«возрастных» компаний привычные сферы деятельности зачастую просто

надоедают. Кроме того, со временем на традиционных рынках компании

может увеличиться степень интенсивности конкуренции, что заставляет

менеджмент искать новые благоприятные возможности для развития.

Увеличение числа правительственных чиновников способствует и

дивизионализации государственного аппарата. Представители центральной

администрации, не имеющие возможности непосредственно

контролировать все агентства и подразделения, предоставляют их

менеджерам значительную автономию, оставляя за собой функции

контроля над плановой и производственной деятельностью. Но в

действительности такое популярное в правительственных кругах слово

«подотчетность» служит лишь отражением тенденции к дивизионализации

государственных органов.

Вообще говоря, правительство государства можно представить как

гигантскую диверсификационную конфигурацию с тремя ответственными

за координацию взаимодействий агентствами, соответствующими

основным используемым штаб-квартирами корпораций формам

управления. Технократическое по своей природе бюджетное агентство

контролирует результаты деятельности различных департаментов

(министерств); комиссия общественных услуг, также отчасти

технократическая, отвечает за набор и подготовку менеджеров; и, наконец,

исполнительный орган (кабинет министров), по сути топ-менеджмент,

рассматривает выдвигаемые департаментами основные предложения и

инициативы.

В предыдущей главе мы охарактеризовали коммунистическое

государство как механистическую бюрократию закрытого типа. В то же

время мы можем представить его и как предельно замкнутую

диверсификационную конфигурацию, «рабочими инструментами» которой

выступают различные государственные