0 subscribers

Деловая оценка персонала в организации

В современных организациях деловая оценка работников, как правило, сводится к трем основным формам: оценка результативности труда, оценка трудового поведения (оценка компетентности), оценка личностных качеств.

Цель оценки персонала — определение соответствия текущего профессионального уровня и личностно-мотивационных характеристик, а также потенциала сотрудников задачам стратегического развития компании.

Принципы оценки персонала:• предметность оценки;• объективность;• перспективность;• комплексность;• реализация обратной связи;• периодичность;• простота.

Наиболее распространенной формой оценки персонала является аттестация, которая представляет собой специальное управленческое мероприятие, периодически проводимое в организации в полном соответствии с российским трудовым законодательством. В настоящее время существует множество методов проведения аттестационных мероприятий. Рассмотрим некоторые из них (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Современные методы оценки персонала

Оценочные листы (анкетные методы) – заполняет непосредственный руководитель и аттестуемый работник. В анкеты вносятся вопросы, касающиеся профессиональных и поведенческих компетенций сотрудника. Результаты анализируются, и на их основании работнику выставляется окончательная оценка.

Сравнительные методы (рейтинги и ранжирование) – определяется общий рейтинг сотрудников на основании определенных критериев, а затем результаты сравниваются и выстраиваются от лучшего к худшему.

Интервью по компетенциям – проводит руководитель, оценивая не только компетенции своего подчиненного сотрудника, но и выясняя, достигнуты ли поставленные в начале года цели, а также определяя новые на будущий период.

Тестирование – простой инструмент определения уровня профессиональной квалификации сотрудника на основе заполнения разработанных тестов.

Аттестационная комиссия – комплексная методика, широко распространенная еще в советское время. В комиссию могут входить руководители, психологи, юристы, менеджеры по персоналу и др. Работа комиссии предполагает использование сразу нескольких методов: интервью по компетенциям, тестирование, оценку по результатам и др.

Система «360°» – сотрудник оценивается комплексно, т. е. в его оценке участвует не только непосредственный руководитель, но и клиенты, которых он обслуживает, коллеги, подчиненные, а также используется самооценка (рис. 4.2). В результате получается всестороння оценка сотрудника (рис. 4.3).

Рис. 4.2. Источники оценок работника

Методика МВО (Management by Objectives – управление по целям) связана с выделением ключевых показателей эффективности, которые определяют в начале отчетного периода руководитель с подчиненным. Итоги подводятся во время итоговой беседы. Достоинство этой методики – в прозрачности системы оценки и простоте измерения достижений.

Рис. 4.3. Оценка руководителя по системе «360"»

Ассессмент-центр. Суть метода заключается в том, что аттестуемые проходят через серию самых разнообразных испытаний: деловые игры, психологические тесты, самопрезентации, кейсы, упражнения. На основе полученной информации эксперты готовят заключение с оценкой потенциала менеджеров, прогнозом их профессиональной деятельности и рекомендациями по дальнейшему личностному развитию.

Организационная процедура деловой оценки:• разработка методики деловой оценки и ее привязка к конкретным условиям организации;• формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;• определение времени и места проведения деловой оценки;• установление процедуры подведения итогов оценивания;• проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки;• консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.