0 subscribers

Филофей и его политическая доктрина «Москва — Третий Рим»

Филофей и его политическая доктрина «Москва — Третий Рим»

Филофей (ок. 1462 — после 1547) — инок Псковского Елеазарова монастыря, знаток Священного Писания и патристики. «Осифлянин», горячий сторонник союза церкви с великокняжеской властью. Имел репутацию смелого и нелицеприятного публициста, чье бесстрашие стало «притчей во языцех». Наиболее известно третье послание Филофея к Мисюрю-Мунехину, имеющее заглавие «Против звездочетцев и латинян», или «О злых днех и часех» (1527–1528). В ответ на запрос адресата Филофей весьма критически отзывается о взглядах немецкого врача-астролога Николая фон Бюлова (Булева). Последний утверждал, что первенство в христианском мире принадлежит католическому Риму. Филофей противопоставил ему свою политическую концепцию, называемую «Москва — Третий Рим». Ее злободневность подтверждается тем, что в 1526 г. Москву посетили легаты Римского папы, склонявшие митрополита Даниила к принятию унии. Филофей, как и вся Русская церковь, считал невозможным принять это предложение, так как Рим потерял благодать и перестал быть хранителем правоверной веры. Он сформулировал идею перехода функции опоры христианства к Русскому государству, поскольку ни Рим, ни Царьград не смогли достойно сыграть свою роль из-за нечестия, ересей и отступничества от веры, а также из-за «засилья агарянского», как было с Константинополем, который завоевали турки-османы в 1453 г. При этом Филофей воспользовался широко распространенной в Европе идеей «длящегося Рима».