12 subscribers

Идеалом Нила является общинное устройство скита

Идеалом Нила является общинное устройство скита

когда иноки «нужную потребу добывающе от трудов рук своих». Наемный труд допустим лишь для помощи бедным и убогим. Но главный принцип пустынножителя заключается в умении удовольствоваться плодами «делания своего». Нил считает, что накопление богатств иноками ничем нельзя оправдать и только «нестяжание вышши подаяния». Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную, «яко души вышши тела». Современные монастыри, считал Нил, не соответствуют идеалу монашеского служения, и потому Нил полагал, что в такой общежительной форме, да еще с нарушениями, они не могут существовать. Лишь скитничество да безмолвное житие спасают. На соборе 1503 г. св. Нил Сорский выступил против св. Иосифа Волоцкого, подняв вопрос о недопустимости монастырям владеть землями и селами. Говоря об отношении духовной власти к светской, Нил считал, что каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и не соединяться. В церковной и монастырской жизни, считал Нил, не могут применяться государственные методы воздействия, особенно для осуждения еретиков, т. е. заблудших душ. Он связал проблему еретичества с постулатом о свободе воли.