12 subscribers

Историософский базис теории — две заповеди

Историософский базис теории — две заповеди

во-первых, миссионерская — Филофей призывал великого князя Московского обратить в христианство те народы в его царстве, которые еще не крещены, во-вторых, церковная — он советовал Василию III принять на себя заботу о церковных делах. В посланиях к Ивану III и Василию III Филофей подтверждает свою концепцию: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Москва — результат конечного Провидения Божьего, находящегося в гармонии со всем бывшим до того и со всем сущим. Вот почему все бывшее и сущее надо воспринимать с терпением и восхищением. А сохранившая верность православию Россия непобедима. В «Послании к великому князю Василию Ивановичу» Филофей возводит родословие русских князей к византийским императорам. Намекая на византийское наследство, как и Иларион Киевский, он утверждает, что Василий III должен править по «заповедям прадедов, среди которых император Константин Великий, святой Владимир I Святославич, богоизбранный Ярослав Мудрый». Много внимания Филофей уделяет идее божественного происхождения царской власти. Царь — «веры содержатель» и «соблюдатель всех христоименитых людей», т. е. подданных. А государь, который не соблюдает заповедей и нарушает законы, не избегнет суровой Божьей кары: его царство может постичь «трус» (землетрясение), мор или потоп (сравни то же у св. Иосифа Волоцкого).