Поиски духовного спасения каждым человеком | Михаил Ефремов | Яндекс Дзен
12 subscribers

Поиски духовного спасения каждым человеком

Поиски духовного спасения каждым человеком

в том числе и еретиком, глубоко индивидуальны и выбираются каждым самостоятельно, без участия государства. Нил категорически отрицает возможность насилия над человеческой личностью: «Мнозем ненавидимо... от своей воли отсечение, но свое каждо оправдание лихоимствует». Полное послушание инока (как у «осифлян») пагубно для человека, поскольку у послушного чужой воле «и доброе на злое бывает». Опыт и знания человека, его внутренняя убежденность играют громадную роль в выборе поведения, поступков. Государство не имеет права казнить человека, тем более если он заблудший (еретик), да и церковь не должна преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь беседой, советом, наставничеством и добрым примером. Если же человек уклонился от правой веры, то только Бог способен внушить ему исправление. Люди не могут «на таковых ни речьми наскакати, ни поношати, ни укорити». В русской политической мысли Нил Сорский первым поставил вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли. Это входило в прямое противоречие с теократическом государством на Руси. Учение Нила Сорского продолжили и развили Вассиан Патрикеев и Максим Грек, за что и пострадали от «осифлян» в 1530-е гг.