0 subscribers

Вместе с новгородским архиепископом

Вместе с новгородским архиепископом

Геннадием Гонзовым Иосиф Волоцкий активно боролся с реформационным движением — новгородско-московской ересью (1470–1504), известной под полемическим названием «ересь жидовствующих» (она же — ответвление европейской ереси гуситов). Иосифу удалось добиться от верховной власти усиления преследования еретиков, вплоть до сожжения наиболее активных из них (в Москве 27 декабря 1504). Большую роль сыграла специальная книга, направленная против еретиков, под названием «Просветитель». Иосиф приобрел большое влияние на государственные и церковные дела, что выразилось в достигнутом при его участии отказе верховной власти от посягательств на секуляризацию церковных земель.. На Соборе 1503 г. Иосиф резко выступил против Нила Сорского, отрицавшего право монастырей владеть землями с крестьянами; с тех пор одних стали называть «осифлянами», «стяжателями», а других — «нестяжателями». Создатель учения о сильном теократическом государстве, Иосиф Волоцкий оставил после себя целую школу политиков — «осифлян», к его сочинениям как образцовым часто обращались Иван IV Грозный и митрополит Макарий. В конце XV — начале XVI в. Иосиф Волоцкий был противником Ивана III, так как последний хотел отнять у церкви ее земельные богатства. Победа «осифлян» на Соборе 1503 г. определила форму совместной деятельности церкви и государства