0 subscribers

Поэтому человеческие аффекты: любовь, ненависть

Поэтому человеческие аффекты: любовь, ненависть

гнев, зависть, честолюбие, сострадание и прочие движения души — он рассматривал не как пороки человеческой природы, а как природные свойства, присущие людям. В отличие от Гоббса, теория естественного права у Спинозы более натуралистична, как и теория общественного договора, естественно примиряющая всех людей в государстве с людьми, в чьих руках находится верховная власть, независимо от формы правления. Политическое учение Спинозы враждебно всякому суеверию, всему тому, что лишено естественного, здравого смысла. Его антиклерикализм выражался в критике догматизма и суеверия церкви, хотя истинную религию философ связывал с мудростью. «Между религией и суеверием, — писал философ в одном из своих писем, — я признаю, главным образом, то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость»1 . В системе отношений между светской и духовной властями, считал он, недопустимо наделение священнослужителей политической властью. Спиноза фактически выступает сторонником принципа отделения церкви от государства и формулирует требование предоставления одной только верховной власти права решать, что законно или незаконно. Политические идеи Спинозы оказали влияние на формирование свободомыслия в Западной Европе, особенно во Франции XVII– XVIII вв. и Германии XVIII–XIX вв. (Шеллинг, Гегель и др.).