Жанна Ирис
0 subscribers

Народы Индийского океана

Из всех мореплавателей Индийского океана наибольшей известностью в Европе пользовались арабы; в течение долгого времени они считались до прихода европейских завоевателей единственным народом мореплавателей на этом межматериковом океане. Эта репутация арабов в значительной мере заслужена, хотя и необходимо её ввести в несколько более узкие границы. До прихода португальцев арабы были абсолютными господами морской торговли в западной части океана. На востоке они сталкивались с китайцами и малайцами, однако это не мешало' им владеть Малаккой, как складочным местом пряностей, и проникнуть в моря Австрало-Азиатского архипелага. После падения господства португальцев они вновь заняли прежнее своё первенствующее положение и сохраняли его, несмотря на конкуренцию больших европейских индийских компаний, до эпохи парового судоходства, которое окончательно свело их роль на низшую ступень. Они занимались всем: рыболовством, торговлей, пиратством, работорговлей. Их доу всегда были вооружены 30—50 пушками. В работорговле, в этом самом прибыльном промысле, арабы на море обнаруживали наибольшую смелость; только ради неё они осмеливались плавать по Оманскому морю при юго-западном муссоне в то время, как ради других дел они совершенно не плавали здесь в период между концом июня и концом августа. Во всяком случае это были опытные мореходы, часто вызывавшие удивление у европейских знатоков мореплавания как своим знанием мореходства и искусством маневрирования, так и своими коммерческими способностями. «Арабы хорошие моряки, — говорил адмирал Пари, — они прекрасно плавают по своим морям и, несмотря на кажущуюся их невежественность, редко испытывают кораблекрушения. Они воздержаны, терпеливы и более проворны, чем это можно предположить по их степенной наружности; они умеют переносить утомление и прекрасно понимают торговлю. Садятся они на свои суда сразу в большом количестве: никогда судно и его груз не принадлежат одному и тому же собственнику. Каждый ведёт сам свои дела; арабские суда — настоящие караваны, в которых каждый матрос имеет свой собственный торговый интерес».