1 subscriber

Подготовлен студентами Московского государственного института международных отношений МИД России

Многие сегодня водят машину, а если и не водят сами, то водят их родственники или знакомые. Поэтому все мы не по наслышке знаем, что машина сейчас - недешевое удовольствие. Проблема порой заключается даже не в стоимости самой машины, а в стоимости ее содержания. Одним из пунктов такого содержания является бензин. В середине сентября 2017 года стало известно, что российских автолюбителей ждѐт очередное увеличение цен на автомобильное топливо. Это произойдѐт из-за увеличения акциза на автомобильное топливо. Какова роль подобного акциза в российской экономике? Насколько он важен для нашей страны? Попробуем разобраться. Акциз является одним из видов налогов, который, как правило, устанавливается на продукцию массового потребления. Наравне с акцизом на автомобильное топливо, существуют, например, акцизы на табачную продукцию, на алкоголь, на авиационный керосин. В соответствии со статьей 181 НК РФ автомобильное топливо в Российской Федерации является подакцизным товаром1 . Они, по сути своей, представляют собой товары, на которые будет спрос в любом случае, вне зависимости от цены. 1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018)// СПС КонсультантПлюс. Согласно статье 179 НК РФ, налогоплательщиками акциза будут являться индивидуальные предприниматели, организации и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза2 . Здесь важно отметить, что обычные граждане, как потребители, напрямую не уплачивают данный акциз - их уплачивает организация, которая продаѐт бензин потребителям, при этом повышая цену на свой продукт при повышении акциза соответсвенно. Согласно 193 статье Налогового кодекса, в 2017 году ставка на бензин 5 экологического класса равняется 10 130 рублям за 1 тонну, тогда как ставка на бензин ниже пятого экологического класса равна 13100 за 1 тонну3 . Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива, таким образом, акциз можно считать мощным рычагом воздействия на уровень их потребления. В своѐм докладе мы рассмотрим изменения, вносимые в НК РФ, связанные с повышением акцизов на автомобильное топливо 5 экологического класса как на самое широкопотребляемое. В актуальной редакции Налогового Кодекса в статье 193 на 2018 год предусмотрена ставка, равная 10 535 рублям за тонну. На 2019 год предусмотрено увеличение до 10 957 рублей за тонну. Госдума РФ приняла во втором чтении 17 ноября проект о внесении поправок в НК РФ, Совет Федерации одобрил данный проект 22 ноября 2017 года. Согласно данному проекту, налоговые ставки на автомобильное топливо 5 экологического класса повысятся следующим образом: 2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018)// СПС КонсультантПлюс. 3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018)// СПС КонсультантПлюс. 1. С 1 января 2018 года ставка достигнет 11 213 рублей за тонну, а с 1 июля она повысится до 11 892 рублей за тонну. 2. С 1 января 2019 ставка составит 12 314 рублей, а к 2020 ставка повысится до 12 752 рублей. Да, в рамках таких больших цифр и объемов эта сумма может показаться незначительной, но в случае пересчета всех этих цифр на литры получается более наглядная картина. Акциз за 1 литр бензина в 2017 году - 7.5 рублей. Акциз за 1 литр бензина в первом полугодии 2018 - 8 рублей. Акциз за 1 литр во втором полугодии 2018 равен 8.5 рублям. Акциз за 1 литр в 2019 году - 9 рублей. В соответствии с изменениями, в 2018 году с 1 января акциз составит 8.5 рублей, с 1 июля - 9 рублей. С 1 января 2019 акциз будет равняться 9.2 рублям, а к 2020 году - 9.5 рублей. Именно данная цифра наряду с НДПИ и НДС составляет часть стоимости бензина за литр, которую мы видим на заправках. Негативное влияние: - Поэтому увеличение акциза на бензин приведѐт к его подорожанию. Именно здесь начинается проявление негативных стороны увеличения акциза на автомобильное топливо. В Минэнерго подсчитали, что увеличение акциза на 0,5 рубля приведет к удорожанию бензина на заправках в среднем на 60 коп., а общий эффект повышений может привести к подорожанию топлива на 1,5 рубля за литр в 2018; - Увеличение акцизов на бензин затрагивает не только автомобилистов, но и рядовых граждан. Из-за того, что транспортные издержки в разной степени входят в стоимость любого потребительского товара и услуги, общий уровень цен в экономике потянется вверх вслед за бензином. - Естественной реакцией на постоянное повышение налоговой нагрузки на отрасль в последние годы стало массовое распространение контрафактного бензина низкого качества, из-за которого бюджет недополучает несколько десятков миллиардов рублей каждый год; - Из-за роста акцизов пострадают владельцы независимых АЗС так как крупные нефтяные компании быстро увеличат оптовые цены, но владельцы заправок вряд ли смогут полностью переложить их в розничные. Новое повышение акцизов грозит полностью обнулить рентабельность в топливной рознице, и единственным спасением может стать лишь экспорт. Положительное влияние: - Согласно статье 56 БК РФ акциз на автомобильное топливо является одним из налоговых доходов бюджетов субъектов, и в соответствии со статьей 50 - налоговым доходом федерального бюджета4 . Федеральным законом от 30 ноября 2016 года, вносящие изменения в БК РФ, акцизы на автомобильный бензин зачисляются в фередальный бюджет по нормативу 2017 года - 38.3%, а в бюджеты субъектов - 61.7%; а в 2018 по нормативу 42.6% и 57.4% соответственно. В 2016 году поступления от акцизов по подакцизным товарам составили 632 млрд рублей в федеральный, и 661 млрд рублей в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Соответственно в будущем поступления только увеличатся 4 Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.06.2018)// СПС КонсультантПлюс. - Финансирование инфраструктурных проектов. По словам министра транспорта Михаила Соколова, претендовать на дополнительные средства от повышения топливных акцизов смогут дорожные проекты во всех регионах России. Идея индексации данного акциза изначально исходила от Министерства транспорта, после поручения ВВП достроить трассу «Приморское кольцо» в Калининградской области. Последние годы иниатива о повышении акциза исходила от Министерства финансов - в прошлом году акцизы были направлены на сбалансированность бюджета в качестве антикризисной меры, а в настоящее время принято решение о возвращении полученных средств в дорожную отрасль регионов. Подводя итоги, мы видим, что несмотря на то, что нагрузка от увеличения данного акциза на автомобильное топливо ложится на широкий круг лиц, акциз на бензин является эффективным средством бюджетного регулирования, так как денежные средства, полученные с данного акциза, могут быть направлены в самые разные отрасли, и данная практика уже не первый год доказывает свою эффективность.