Егор Букин
20 subscribers

Свет темного Петербурга["Идиот" Достоевского]

<100 full reads
Свет темного Петербурга["Идиот" Достоевского]

Как человек достаточно много читающий и сам пишущий, я не мог остаться в стороне от русской классики девятнадцатого века, которая по праву признана всеми людьми на планете и благодаря которой вся литература в целом сделала огромный шаг вперед. Мимо меня, конечно же, не прошел и Федор Михайлович Достоевский, поразивший своим мастерством и воодушевивший начать писать, но сегодня речь пойдет не о его во многом трагической судьбе (чего стоит один только расстрел по делу петрашевцев, в самый последний момент замененный четырехлетней каторгой), а об одном из его героев, а именно о князе Льве Николаевиче Мышкине из романа «Идиот», который является моим любимым.

Свет темного Петербурга["Идиот" Достоевского]

Достоевский – мастер образов, умеющий создавать не просто литературных героев, а самых настоящих живых людей. Но именно князь Мышкин и выделяется на фоне этих ужасающе реалистических образов, ведь таких «положительно прекрасных» людей как он попросту нет и скорее всего даже не может быть в нашем жестоком и несправедливом мире. Федор Михайлович показал общество, которое, как и общество из пьесы «Гроза», можно назвать «темным царством». Только если у Островского в нем царит невежество, ханжество, грубость и жестокость, то у Достоевского в нем царит корыстолюбие, меркантильность, тщеславие и алчность. Жажда славы и денег заставляет людей совершать подлые и бесчестные поступки, клеветать друг на друга. В этом обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени или денег. В этих, на минуточку, аристократических кругах наблюдается тотальная духовная деградация, а двойная жизнь становится обыденностью и нормой. И все ради бумажного или металлического проявления дьявола – денег. «Деньги тем всего подлее и ненавистнее, что они даже таланты дают. И будут давать до скончания мира», – ловко подмечает автор устами Гани Иволгина. Есть и еще одна прекрасная цитата Достоевского о деньгах: «Деньги – это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество». Эта фраза взята мною из романа «Подросток», но она здесь, как я думаю, лишней не будет.

Свет темного Петербурга["Идиот" Достоевского]

И кажется, что надежды на спасение нет и не может быть, что общество так и будет загнивать, но «в конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходит к Петербургу», и с него на перрон сходит князь Лев Николаевич Мышкин, в руках которого «болтался тощий узелок из старого, полинялого фуляра, заключавший, кажется, всё его дорожное достояние». В этом темном Петербурге появляется светлый лучик, искрящий добротой и христианской любовью. Так кто же собственно такое этот князь Мышкин? Он не просто тихий, скромный и спокойный человек; он воплощение добродетели. Лев Николаевич не только не привык совершать зло, но и ожидать его от других. Для князя все люди, – какими бы гадкими и подлыми они ни были в действительности, – хорошие. Он чересчур доверчив, плохо знает мир, открывает душу каждому встречному, не ждет ни от кого подлости, умеет горячо и искренно любить (но попрошу не сравнивать его в этом с Рогожиным, у того именно что дикая страсть, а не любовь), умеет прощать, просить прощения и обладает огромным состраданием, хочет помочь вообще всему миру. Будучи взрослым человеком, князь сохранил мироощущение ребенка. Он по-детски может радоваться во время разговоров и так же по-детски улыбаться, двигаясь между деревьев, ведь «как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?» Но порой эта детскость, эта невероятная доброта и христианская любовь, это всепрощение могут граничить с глупостью. Посудите сами: князь простил Парфена Рогожина, после того как он чуть не зарезал его на темных лестницах Петербурга. Смогли бы вы простить человека, который намеревался вас убить? Я бы не смог. Князь Мышкин чувствует и, возможно, даже знает все, что творится в душе у того или иного человека. Так он видит в Настасье Филипповне светлое начало, видит ее душевную рану, и пытается ее изменить, предлагая ей выйти за него замуж. Князь не любил Настасью Филипповну, он именно что жалел ее: «Я ее не любовью люблю, а жалостью», – говорит сам Мышкин. Мне кажется, что он все-таки любил Аглаю Епанчину, но желание помочь людям оказалось во много раз сильнее любви, и он принял решение предложить руку и сердце Барашковой. Князь своего рода спаситель, посланный Богом, чтобы исправить людей, воскресить и восстановить их. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что многие романы Достоевского имеют религиозный подтекст и что в черновиках князь Мышкин упоминался как «князь Христов». В разговорах с Мышкиным люди познают свою душу и учатся открывать ее другим, что очень важно, и что впоследствии может привести их к Богу, который пожалеет и приведет в лучший мир. Родион Раскольников смог обрести Бога только пройдя через страшные муки совести и раскаяние, а Дмитрий Карамазов обрел его же через духовные и физические страдания, взяв вину за убийство отца на себя, отправляясь на каторгу и тем самым очищаясь от грехов и перерождаясь нравственно. Знали бы они Льва Николаевича – не было бы, возможно, ни бесчеловечных теорий о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и не было бы сильных страстей, кипевших внутри (Мышкин ведь смог унять буйный нрав Рогожина, а значит смог бы и обуять Карамазова). Но, к сожалению, многим людям принять руку помощи не давала гордыня. Но князь все равно продолжал делать то, что делал, ведь даже одно откликнувшееся сердце, даже одна неравнодушная душа – это уже победа, это уже дает надежду на то, что все люди когда-нибудь перестанут погружаться в темную бездну похоти и алчности.

Свет темного Петербурга["Идиот" Достоевского]

Но общество не может принять таких людей, как он. Зачем его слушать, если проще назвать его сумасшедшим, идиотом? Но идиот здесь не князь Мышкин, идиотское здесь общество, где искренность и открытость являются чем-то странным, где честность и любовь к природе, к миру являются чем-то глупым. И потому-то романы Федора Михайловича, а в особенности «Идиот» были и будут актуальны всегда. Изображенное общество в некотором роде можно перенести на нашу жизнь. Да, знатность рода и покровители уже не так сильно влияют на твой статус, так как никаких родов уже нет, но разве деньги все еще не правят миром? Разве тот человек, у которого этих бумажек больше не чувствует безнаказанность и не издевается над теми, у кого их нет? Разве человека, который выделяется на фоне серой массы, не признают своеобразным, что в наше время является завуалированным обозначением слова «странный»?

В данном ключе князя можно рассматривать и как человека лишнего. Такая чистая душа попросту не вписывается в этот прогнивший мир. Судьба его не может быть никакой иной, кроме как трагичной. Мышкин, словно губка, впитывает в себя всю боль, которую черпает из людей, встречающихся ему на пути, так как его сострадание не притворное, а именно что самое настоящее. Ни один человек не способен справиться с таким количеством боли. Вот и Лев Николаевич Мышкин не смог, в конце концов сойдя с ума и действительно став идиотом… Но он уже заложил частички света в людей и его «смерть» не была напрасной.

В наше время остается лишь надеяться, что когда-нибудь придут настоящие Мышкины, что люди перестанут называть их идиотами и что мир от этого преобразится в лучшую сторону.

Статья от 21 июля 2021.