Что нужно знать до того как отправиться в путешествие

Теория ресурсов или немного о менеджменте в путешествии

Сразу оговоримся — в этом посте и вообще в блоге речь идет не об отдыхе, а о путешествовании как об активном действии.
Как на ровном месте, без опыта и знаний сделать что-то
новое? За что браться, с чего начинать? Это
не просто и не сложно – это вопрос желания — любой из выбранных вариантов будет оригинальным, неповторимым и
принесет исключительный опыт. Почему и как – попробуем объяснить на примере нашей кругосветки.


Мы для себя обозначили это как теорию ресурсов. При решении любой задачи вы используете разные ресурсы – временные, финансовые, человеческие и другие. Все они влияют друг на друга, их соотношение дает определенный результат (как у той знаменитой троицы «дешево-хорошо-быстро»), формально одинаковый (в случае достижения цели), но в реальности очень разный. Поэтому, и при планировании, прогнозировании и при анализе конечного результата, каждый из этапов необходимо разбирать на ресурсные составляющие.
Как это применяется?
Например, кругосветное путешествие можно осуществить кучей разных способов – на самолете, велосипеде, пешком, на самокате, гусиным шагом или спиной вперед – вопрос в том, что получится после. Если ради шутки, то можно сесть на ледокол и сделать круг по приполярным водам – такие предложения есть, вопросы ресурсов: - финансы? - впечатления?
Можно купить билет на кругосветный круиз или тур пакетом со всеми перелетами и готовой программой, сберечь такой ресурс как время, потратить деньги, при этом в расчет не берется ни подготовка, ни спецоборудование – все вопросы организации, обеспечения, коммуникаций берет на себя туристическая компания. Это удобно, но что получается на выходе – практический опыт как ресурс почти полностью исключен, впечатления, независимо от способа передвижения и уровня организации, обычно сводятся к набору стандартных туристических мест и активностей.

Можно самому нарисовать маршрут на карте и, следуя ему, выстраивать последовательность действий. Только в отсутствие такого ресурса как опыт или практические знания можно сильно удивиться трудностям при пересечении наземной границы Мьянмы, цене перелета из Америки в Африку, или, двигаясь по Панамериканскому шоссе, упереться в Дарьенский разрыв. И так в каждом отдельном случае - отсутствие одного ресурса вызывает необходимость расходов другого. В установлении связей и зависимости между ними и заключается практика.
Так, продолжая тему, денежный ресурс в большинстве случаев может повлиять на временной, а временной на денежный. Один и тот же путь можно проделать в разное время и разными способами за разные деньги и время. Но это опять же вопрос впечатлений и опыта. Можно перелететь из одной точки в другую, но часто наземное перемещение из пункта А в пункт Б уже само по себе отдельное приключение. При этом, в большинстве случаев, денежный ресурс с какого-то момента перестает влиять на впечатления, и даже наоборот переходит в обратную зависимость - чем больше тратится денег, тем менее оригинальными становятся получаемые за эти деньги знания. Конечно, полет на истребителе в верхние слои атмосферы не может стоить дешево, но это не столько путешествие, сколько развлечение. В то же время, ни за какие деньги нельзя приобрести реального представления об укладе жизни, традициях, культуре того какого-то места, ведь чем больше ты платишь за номер, автомобиль, гида, тем дальше от людей, тем меньше видишь...
Подобным образом можно разобрать любой из важных ресурсов, как отдельно, так и в его взаимодействии с другими, а сколько их и какие они – это уже каждый сам для себя решает. Для постоянного использования мы выделили для себя первостепенные – время, деньги, информация, навыки, оборудование, здоровье.

Безусловно, это все очень похоже на откровения Капитана Очевидность, но, с другой стороны, данная теория не более чем попытка формализовать не самые простые процессы. И, как нам кажется, не самая неудачная. В любом случае, в нашей поездке эта штука работала и помогала нам с принятием важных решений.