Женщина греко-римского мира.

353 full reads

Общение с матерью является первым опытом общения любого человека. Разумеется у каждого человека существует свой образ матери. Для кого-то этот образ представлен восторженной детской абсолютизацией и чуть ли не обожествления, а для кого-то ненавистью, презрением, страхов.

В истории также менялось отношение и положение женщины в обществе. В древности такие социокультурные изменения статуса женщины происходили дважды - во время "неолитической революции" и во время зарождения и становления философии, философской мысли.

Философия как таковая начала появляться в VIII-VII вв до н.э. во всех крупных городах независимо друг от друга. Она появляется в Греции, в Китае, на Ближнем Востоке, в Индии. Однако особый интерес представляет именно греко-римский мир, который во многом определил направления для развития всей западной цивилизации.

Женщина греко-римского мира.

Изобретение письменности способствовало возникновению абстрактного мышления, что в конечном итоге привело к возникновению и развитию философии. В Греции эти процессы протекали значительно быстрее, чем в иных культурных центрах. Обусловлено это было тем, что греки использовали для письма не иероглифы, как например китайцы или египтяне, а буквы алфавита. То есть они записывали текст с помощью символов, которые обозначали не целое слово, а лишь отдельные звуки. Подобный способ письма требовал гораздо большей степени абстрагирования.

Однако наиболее важным событием в греко-римском обществе было то, что из-за возникновения философии произошло критическое переосмысление религиозной парадигмы. Греческие философы и мыслители начали резко критиковать Гомеровских богов за их аморальное и жестокое поведение. Философы разочаровались в олимпийских богах, а потому в поисках истины стали полагаться лишь на собственный разум.

Почему именно философия способствовала социокультурным изменениям в статусе женщины греко-римского мира? Философия предполагает наличие у человека умения производят ряд логических операций: синтеза, абстракций, анализ и так далее. Первобытное мышление способно к анализу и обобщению, но оно будет принимать лишь форму мифологизированную и метафорически-эмоциональную, но форму словесного абстрагирования. Первобытное мышление не способно к логическому анализу, вера сильно преобладала над анализом. Однако благодаря целому комплексу факторов у человека всё же развилось абстрактное мышление. К таким факторам относят изменения представлений о границах мира, развитие торговли, появление и развитие социальных институтов, усложнение речи и развитию понятийного аппарата. В конечном итоге речь развилась настолько, что стала отражать абстрактные понятия и человеческие эмоции.

Парменид.
Парменид.

Отношение к женщине.

На первых порах древнегреческие философы признавали за женщиной некоторый авторитет и влияние. Один из греческих философов и поэтов, Парменид, который жил в конце V - начале IV вв. до н.э. писал в своей поэме "О природе", что с ним общалась древнегреческая богиня справедливости Дике. Именно эта богиня посоветовала обращаться к разуму в поисках истины, а не к богам.

Другого греческого философа, Сократа, который открыл новый этап в философии наставляла некая женщина по имени Диотима. Среди философов также числились женщины, например Гиппархия, Арета, Дамо. Однако философия всё же была мужским занятием, что во многом определило отношение философов к женской природе. Из-за эмоциональности, алогичности, душевности женской натуры делали женщин существами низкого сорта в глазах философов мужчин, которые ценили трезвый рассудок.

Сократ.
Сократ.

Однако презрительное отношение греков к женщине началось ещё до рождения и становления философии. Так, древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме "Труды и дни" написал миф о Пандоре, первой женщине, которую создали для погибели всех людей, укравших Прометеев огонь. По велению Зевса она была создана. Она имела божественную красоту, но душа её была двуличной и лживой. Пандора открывает свой ящик, в котором таились огромные несчастья для людей.

Другой древнегреческий поэт, Семонид Аморгский в своей поэме "О женщинах" писал, что "Зевс создал женщин с различным нравом, но душу он в них вкладывать не стал". То есть женщина теперь не только коварная, но и бездушная.

Семонид Аморгский
Семонид Аморгский

Неприязнь к женщинам доходила до того, что поэты и философы создавали бестиарии женских типажей и для каждого типа проводят параллели с животными. Лишь тип женщины-пчелы достоин определённой похвалы, так как она трудолюбива, мало ест и не сплетничает. Есть только один минус у такого типа - она женщина.

Однако рассматривая положение и статус женщины в греко-римском мире нельзя однозначно утверждать, что её положение было хуже некуда, что она вообще не человек. В развитом классовом обществе положение свободной, не говоря уже о знатных о богатых женщинах существенно отличалось от положения женщины-рабыни.

Однако положение женщин в греко-римском обществе всё же было хуже, чем у мужчин. Так, Папиниан, римский юрист, писал, что "по римскому законодательству положение женщин хуже мужчин". У свободной женщины как таковых "гражданских свобод" не было. Она не могла избираться или занимать гос.должности или служить в армии, не могла быть судьёй или обвинителем, только свидетелем. Однако подобные "ущемления" были из-за "традиций", а не из-за более слабых умственных способностей женщины. Брак и рождение детей - это главная цель существования женщины.

Курортно-санаторное дело в 1917-1930-х гг.
https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/kurortnosanatornoe-delo-v-19171930h-gg-61fcf4717e26e066ba2871d8

О ведении записей необычных природных явлений на Руси.
https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/o-vedenii-zapisei-neobychnyh-prirodnyh-iavlenii-na-rusi-61f2460efc09e5620fcad902

О женских батальонах в Первой Мировой войне.
https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/o-jenskih-batalonah-v-pervoi-mirovoi-voine-61ebe53d5dc981155dfd70d5

Если Вам понравилась статья, то не забывайте ставить "Лайки" и подписываться на канал!