61 subscriber

КОСМОС НА СЛУЖБЕ СПАСЕНИЯ

40 лет назад, 30 июня 1982 г., с космодрома Плесецк был запущен космический аппарат «Космос-1383» — первый искусственный спутник земли по международному проекту — КОСПАС-САРСАТ с экспериментальной аппаратурой на борту для определения местонахождения судов и самолётов, терпящих бедствие. Уже через два месяца с его помощью был спасен экипаж и пассажиры потерпевшего аварию канадского легкомоторного самолета.

Международная программа КОСПАС («Космическая Система Поиска Аварийных Судов и Самолетов» — советская подпрограмма) — SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking — «Поиск и спасение с помощью спутникового слежения» — американо-канадо-французская подпрограмма) стартовала в 1977 г., а в 1988 г. было подписано действующее и поныне Межправительственное соглашение о сотрудничестве СССР, США, Канады и Франции, и использовании системы КОСПАС-САРСАТ в качестве международной в интересах всего мирового сообщества.

Искусственный спутник Земли «Космос-1383» в павильоне «Космос» на ВДНХ СССР. 1987. РГАНТД. Арх. № Д1-3051 цв.
Искусственный спутник Земли «Космос-1383» в павильоне «Космос» на ВДНХ СССР. 1987. РГАНТД. Арх. № Д1-3051 цв.

Система КОСПАС-САРСАТ состояла из космического и наземного сегментов. Целью программы было сокращение времени получения поисково-спасательными службами данных о терпящих бедствие судах и самолетах, которые должны были быть оснащены автономными аварийными радиобуями (АРБ). Стороны международного соглашения — страны, имевшие собственные космические программы, создали спутниковую сеть, работавшую на круговых околополярных орбитах высотой 800-1000 км. Спутники были оснащены радиоаппаратурой для обнаружения сигналов бедствия, передаваемых автономными аварийными радиобуями. Наземные станции приема и обработки информации (СПОИ) принимали ретранслируемые со спутников сигналы, определяли местоположение радиобуев и передавали информацию об аварии координационному центру системы, а оттуда — в поисково-спасательные службы.

В СССР Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ КП, в настоящее время ОАО «Российские космические системы») возглавлял кооперацию участников разработки, внедрения и эксплуатации КОСПАС в целом, он же создавал бортовую и наземную радиоаппаратуру для советской подсистемы. НПО прикладной механики и ПО «Полет» были основными разработчиками космического спутника КОСПАС-1 системы «Надежда» на базе инженерных решений спутника «Цикада». Спутник получил официальное обозначение Космос-1383 и был первым запущен по программе КОСПАС-САРСАТ на околоземную орбиту. В 1985 г. КОСПАС-САРСАТ было официально объявлено о работе аппарата. Первое время СССР, США и Франция поддерживали по два космических аппарата на низкой околоземной орбите. В 1998 г. система КОСПАС-САРСАТ пополнилась спутниками, предназначенными для работы на геостационарных орбитах (система ГССПС). К 2012 г. космический сегмент КОСПАС—САРСАТ включал шесть спутников на низкой орбите, шесть спутников на геостационарной орбите, один среднеорбитальный спутник.

В 1995 г. Международная морская организация (ИМО), а в 2005 г. и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняли решение об обязательном использовании всеми судами и самолетами системы КОСПАС-САРСАТ.

С 2000 года в России, США и Европе ведутся работы по размещению ретрансляторов сигналов АРБ на спутниках глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и «Galileo».

На 2021 г. в программе участвовали 44 страны, из которых 2 страны — операторы наземного сегмента, 29 государств, обеспечивающих наземный сегмент, 4 — космический сегмент, и 9 стран являются пользователями.

Программа КОСПАС-САРСАТ оказалась очень успешной, за 40 лет работы было спасено более 40 тыс. человек.

Международная программа КОСПАС—САРСАТ — наверное, самая благородная и человечная из всех существующих космических программ, она непосредственно спасает жизни людей. Эта программа является первым успешным опытом постоянного космического сотрудничества, прежде всего, гражданских служб СССР-России и стран Запада, начавшегося в годы холодной войны.

Е.С. Иванченко