Конец эпохи Туминаса .

4,7K full reads

Я долго старался не ввязываться в полемику вокруг скандала в театре Вахтангова , связанного с режиссёром Туминасом , и не выдержал . Поводом ввязаться послужили выступления Стаса Садальского , Марины Райкиной и толпы его почитателей , в которых они льют слёзы по уходу Туминаса из театра , называют его уход невосполнимой утратой и , что русская культура потеряла " Гения " . Ведь причина не столько в его последних " не корректных " высказываниях относительно России , спецоперации , Путина и т.д. Это стало неожиданной новостью для общества и для самого театра . Но я всегда видел антироссийские мотивы , такую направленность в его спектаклях . Поразительно то , что он специально брал русскую классику и ставил её " наперекосяк ". Весь спектакль " Евгений Онегин " это сплошное высмеивание русского образа жизни , русских традиций , обычаев . Это издевательство над Россией в целом . Не хочу быть голословным , в отличии от всех поклонников " творчества " Туминаса , и приведу вам ряд примеров из спектакля . Например , Ольга почему то весь спектакль с аккордеоном , в исподнем , ложится с аккордеоном на пол и поёт в таком смешном стиле , с издёвкой в голосе сентиментальнейшую песню " В лунном сияньи ... Динь , динь , динь ... ". В одной из сцен ( уж не знаю кого играет Рубен Симонов ) он даёт Онегину , в знак гостеприимства , как я полагаю , один за другим кувшины то ли молока , то ли как потом говорит Онегин , брусничной воды . Потом , когда Онегин уже не может больше пить , он даёт один за другим кувшины обратно Рубену Симонову , пока тот не побежал за кулисы в туалет . Наверное , с точки зрения Туминаса это смешно . Далее , какой то персонаж , ( которого в поэме нет ) саблей режет девушкам косы . Спокон века у русских девушек были длинные косы , которыми они гордились и отращивали их всю жизнь . Я понимаю эту сцену , как протест Туминаса против этого обычая . Актёр режет эти косы с нескрываемым наслаждением и брезгливостью . А чего стоит сцена кормления друг друга вареньем из банки , когда Татьяна и Гремин знакомятся . Глупее , дурнее и смешнее трудно придумать . Но это делает Туминас намеренно издеваясь над русской патриархальностью , традицией . Конечно смешно , что высокопоставленная персона Гремин снисходит до деревенской девочки Татьяны и ест с ней её деревенское варение . Совершенно понятно , что Туминас насмехается над персонажами и самой ситуацией . Итак можно перечислить много и много сцен . Вообще зрителю непонятно зачем в спектакле 3 Онегиных , что за горбунья бегает весь спектакль с балалайкой , согнутая пополам ( жаль становится саму актрису и её спину и позвоночник ). Непонятно кого играет Максакова , почему она говорит по французки , с плохим произношением , кто эти девочки в исподнем которые стоят у станка , кого играет Вдовиченков , постоянно подвыпившего персонажа и многое , многое другое . Уже не говоря о том , что не понятно вообще о чём спектакль . А чего стоит канистра из под бензина , которую выносит Максакова в " Войне и мире " намериваясь сжечь Москву . Ничего кроме гомерического смеха это не вызывает . Апофеозом смеха является проход Льва Толстого на заднике сцены . Причём зритель не сразу понимает , что это идёт Лев Толстой . Сначала мы видим " бомжеватого " старичка на полусогнутых ногах и думаем , что это какой то работник театра по ошибке не туда зашёл . Когда же тебя осеняет , что так режиссёр хотел изобразить Льва Толстого , зрительскому смеху нет конца . И не только смеху , а и недоумению , как это режиссёр позволяет себе насмехаться над Львом Толстым ! И ведь Туминас этим самым смеётся над всей Россией , над персонажами " Войны и мира ". А наш зритель почему то этого не понимает и восхваляет Туминаса , его великую режиссуру . Вообще во всех его спектаклях не понятно простому зрителю практически всё : что происходит на сцене , поведение персонажей , сами персонажи и т.д. Все спектакли проходят под заунывную "похоронную " музыку " , медленный , скучный - темпо ритм . Конечно , так можно очень долго приводить примеры и разбирать его спектакли буквально по сценам . Но я не хочу сейчас это делать . Я только привёл несколько примеров его насмешек над русской классикой , над Россией в целом , над её традициями . В связи с этим вспоминается глава из книги Марка Твена " Том Сойер " о том , как некий аферист решил подзаработать на простоте людей . Он сколотил сцену , дал объявление о спектакле , собрал с людей деньги . И когда наступил момент спектакля , он голый выскочил на сцену , проделал несколько кругов и занавес закрылся . А , когда зрители очухались , афериста уже и след простыл , естественно с деньгами . Эта сцена мне напомнила спектакли Туминаса . И последнее . Вообще вся эта ситуация вызывает у меня сожаление и обиду за русских людей . Почему мы так себя не любим , почему мы так слепо преклоняемся перед " Западом " и не замечаем , что нам же срут на голову ? А мы ещё этому " Западу " и аплодируем , как это делают Райкина и Садальский .