26 subscribers

Конфликты в психологических группах. 3 упражнения в помощь ведущему

Конфликты в психологических группах. 3 упражнения в помощь ведущему

Представленные упражнения объединяет признание следующих фактов:

• Конфликты неизбежны и нередко выполняют позитивную задачу.

• Конфликт решается легче, если хотя бы один из его участников готов отступить на шаг назад.

• Сопротивление партнера уменьшается в том случае, если мы понимаем его точку зрения и сами готовы изменить свое поведение.

• Многие конфликты возникают не из-за несовместимости интересов, а по другой причине: мы приучены к мысли, что есть только одна истина, один победитель, один виновный и т.д., и потому склонны принижать наших оппонентов и нападать на них.

Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь участникам научиться сочетать соблюдение своих собственных интересов с уважительным отношением к другим людям.

Контролируемый диалог

Это упражнение помогает двум вовлеченным в конфликт членам группы научиться понимать позицию другого, вместо того, чтобы пытаться ее изменить.

Во время спора мы обычно не слушаем собеседника, а лишь стремимся отрицать его позицию или ставить ее под сомнение. Нередко оппоненты начинают оскорблять друг друга и поэтому не могут выполнить необходимого для компромисса условия — проявить уважение к позиции партнера. Четкие правила упражнения побуждают участников по очереди настраиваться на собеседника, чтобы понять его точку зрения на спорный вопрос. В упражнении используется прием перефразирования. Этот прием труднее всего применять в тех случаях, когда нам приходится повторять утверждения, вызывающие у нас протест. Однако нередко именно это и помогает нам осознать наш собственный вклад в возникновение конфликта.

Инструкция

"Мне хотелось бы предложить вам упражнение, которое потребует от вас внутренней дисциплины. Группа выделит время для того, чтобы вы по очереди изложили свою позицию, и будет следить за тем, чтобы вы придерживались следующего алгоритма:

1. Один из вас будет говорящим, а второй — его живым эхом.

2. Каждый может выполнять роль говорящего до тех пор, пока кто-нибудь из вас не захочет остановиться, но не более одного часа. После этого вы поменяетесь ролями.

3. Говорящий шаг за шагом излагает свое понимание спорной темы, стараясь сделать это как можно прямее и яснее.

4. Живое эхо перефразирует высказывания говорящего, то есть повторяет его утверждения своими словами.

5. Если говорящий доволен своим живым эхом, он продолжает говорить дальше, если нет — поправляет его. В заключение мы всей группой обсудим это упражнение и расскажем о своих впечатлениях."

Исследование проекций (гештальт-терапевтическая техника)

Нередко причиной конфликтов является не расхождение в целях или интересах, а феномен проекции. Проекция — это приписывание другим людям качеств или чувств, которых на самом деле у них нет. Иногда мы проецируем на других наши собственные чувства, иногда ведем себя с ними так, как будто они являются нашими родителями, начальниками, супругами и т.д. Как правило, такие неосознанные проекции ведут к недопониманиям, разочарованиям и обидам.

Это упражнение помогает членам группы разобраться в тех чувствах (положительных или отрицательных), которые вызывают у них другие участники группы.

Инструкция

"Мне хочется предложить вам упражнение, которое поможет вам понять истинную причину тех чувств, которые вы испытываете к другим членам группы. Возможно, среди участников группы есть люди, которые вас восхищают или, наоборот, раздражают, от которых вы стараетесь держаться подальше. В этих случаях может оказаться, что вы переносите на другого человека свои собственные позитивные или негативные чувства, или же другой участник напоминает вам какого-нибудь значимого для вас человека: мать, отца, мужа или жену и т.д.

Определите для себя такого члена группы и произнесите речь на тему: “Ты человек, который...”. Прежде всего скажите партнеру, что вы о нем думаете, что вы видите в нем хорошего или неприятного, какие качества вы ему приписываете и каких действий ожидаете от него. Пусть партнер выслушает вас молча. Когда вы закончите, он даст вам обратную связь и скажет, какие из ваших предположений верны.

Затем обдумайте, в какой мере вы спроецировали на него свои собственные качества или качества значимых для вас людей.

В конце обсудите упражнение со всеми участниками группы."

Предложение и запрос

В группах, участники которых не говорят о том, чего они ожидают друг от друга, постоянно возникают конфликты. Это происходит потому, что члены группы выражают свои желания лишь косвенно, в результате чего оказываются непонятыми и раздражаются, не достигая желаемого.

Если же основные ожидания в отношении друг друга звучат прямо и открыто, то разочарований и конфликтов становится значительно меньше.

Инструкция

"Я хотел бы предложить вашему вниманию упражнение, которое может помочь вам укрепить уверенность в себе и доверие к другим членам группы.

В тех случаях, когда мы говорим другим людям о том, что мы от них хотим или что мы сами хотели бы сделать для них, они знают, чего им ожидать. Они начинают лучше понимать нас и доверять нам.

Нередко мы выполняем требования других или же сами делаем вид, что чего-то ждем от них, лишь для видимости, проявляя вежливость. В этом случае наши отношения с другими людьми становятся напряженными и неясными.

Пожалуйста, встаньте и начните молча ходить по комнате... Мне хочется, чтобы вы поэкспериментировали сейчас с двумя предложениями, ничего не комментируя и не задавая вопросов. Первое предложение начинается со слов: “Я могу предложить тебе...”, а второе — со слов: “Я бы хотел от тебя...”. Встречаясь с кем-нибудь, с кем вы хотели бы поговорить, остановитесь перед ним и несколько мгновений оба помолчите. Произнесите оба предложения, заканчивая их в соответствии со своими желаниями. Партнер должен просто выслушать вас, никак не комментируя. Прежде чем разойтись, снова молча постойте рядом друг с другом. Если ваш партнер тоже хочет сказать вам о своих ожиданиях или пожеланиях, он может подойти к вам позже и сделать это. Выберите тех членов группы, которым вам хотелось бы выразить свои ожидания и пожелания в первую очередь.

В заключение обсудите со всей группой следующие вопросы: что каждый предлагал другим, какие высказывал ожидания и какие пожелания чаще всего высказывали ему самому? Обратите внимание участников на соотношение количества запросов и предложений, высказанных и полученных ими."

Эти и другие упражнения вы можете найти в сборнике Клауса Фопеля "Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего", в котором представлены процедуры, существенно расширяющие репертуар приемов ведения групп и повышающие эффективность группового психологического консультирования. Материал скомпонован по конкретным направлениям: работа с конфликтами в группе, развитие группы как команды, познание и духовный рост, осознание жизненных целей и т.д.