26 subscribers

Психологический анализ почерка. Правда или вымысел?

Психологический анализ почерка. Правда или вымысел?

Известно, что двух одинаковых почерков нет. Это не только интуитивно понятно, это можно формально оценить. Специалисты по анализу почерка используют несколько сот признаков. Каждый в среднем может принимать 4–5 значений.

Точно так же не существует и двух людей с абсолютно одинаковыми чертами личности. Каждый совершенно индивидуален.

Психология почерка проецирует одно на другое — черты личности на признаки почерка.

Скепсис и возражения сопровождали психологию почерка всегда. Интересно, что возражения эти за более чем столетнюю историю современной графологии не изменились. Приведем их ниже с короткими комментарий с позиции современных представлений. Для тех, кто только знакомится с графологией, они могут быть особенно интересными.

Психологический анализ почерка. Правда или вымысел?

Первое возражение: почерк не связан с характером писавшего, а зависит только от строения руки и пальцев.

Это возражение фактически утверждает, что процесс письма относится лишь к механике движения мышц руки и пальцев. Поэтому его результаты определяются только их размерами и строением. Так же, как, скажем, ширина шага зависит от длины ног.

Множество исследований и экспериментов, особенно интенсивно проводившихся в начале XX века, убедительно показали, что письмо, будучи сложнейшим навыком, является прежде всего функцией мозга. Почерк людей, потерявших правую руку и освоивших письмо левой, через некоторое время становился очень похожим. Ученые проводили также эксперименты с солдатами, лишившимися обеих рук. Они обучались писать ногой и ртом. Сравнивался почерк великанов, у которых были огромные руки, с почерком карликов. Интересные наблюдения проводил и Жюль Крепье-Жамен, который провоцировал участников экспериментов играть заданные роли и писать в различных условиях и при разных обстоятельствах.

Безусловно, состояние мышц и суставов пальцев и руки влияют на почерк. Особенно это заметно при некоторых болезнях. Например, при отложении солей или артритах. И это может повлиять на правильность анализа почерка. Подобные факторы, естественно, влияют на погрешность психологии почерка как научного метода. Но статистически их влияние незначительно.

Второе возражение: ручка, бумага и подкладка, на которой она лежит, оказывают большее влияние на почерк, чем характер и психологическое состояние.

Условия, несомненно, влияют на написанный текст. Толстая или тонкая ручка. Шариковая, чернильная или фломастер. Держит ли ее пишущий большим и указательным пальцами, или тремя, включая средний. Пишет ли ручка тонко или более жирно. Расплываются ли чернила на бумаге. Плотная ли бумага или более тонкая. Внешний вид текста изменяется в зависимости от этих факторов.

Но, во-первых, специалист не начнет анализа образца, не выяснив или не исследовав по самому образцу предварительно эти условия.

Во-вторых, основные графологические признаки почерка — такие, как наклон букв, ведение строки, зоны, закругления, поля — остаются неизменными. Человек не станет писать с более сильным наклоном, если чернила расплываются или бумага оказалась более шершавой. По возможности надо исследовать несколько образцов почерка одного и того же человека. Это позволит избежать погрешностей при анализе.

Третье возражение: почерк вырабатывается в школе, где детей учат одинаково писать, поэтому они фактически и пишут одинаково, т.е. школьная система определяет почерк.

Это возражение, безусловно, имеет основание. Причем «школьный» почерк меняется не только в зависимости от языка и алфавита, что кажется естественным, но и от страны к стране, и во времени. В одни периоды, например, учили писать более прямо, в другие — с сильным наклоном. Меняется также стиль написания отдельных букв.

Но и переоценивать влияние школьной системы не следует. Характер детей, как и их почерк, находится в развитии. По мере того как писание становится привычкой и рутиной, каждый подсознательно вырабатывает пути оптимизации своего почерка. Человек начинает все больше писать, как ему удобно. Он перестраивает свой почерк под свой характер. Вскоре мало что остается от стандарта, по которому его учили.

Поэтому графологический анализ почерка детей и подростков используется редко. Точнее, это особое направление, которому посвящено много исследований. Кстати, и у детей похожесть почерка достаточно поверхностна. Жюль Крепье-Жамен проводил исследования в школах и выявил, что сами дети интуитивно намного лучше различают почерк своих одноклассников, чем взрослые.

Четвертое возражение: коллеги по профессии пишут часто очень похоже, имея при этом разные характеры.

Почерки коллег по профессии кажутся схожими лишь непрофессионалу. Только человек, не имеющий опыта в анализе рукописных текстов, не увидит различий.

Например, неразборчивый почерк врачей. Неразборчивость — лишь один из сотен признаков. Графолог обратит внимание на множество других характеристик почерка, по которым образцы коллег по профессии будут отличаться.

С другой стороны, нельзя игнорировать того, что профессия влияет на черты личности. Определенная деятельность со временем может накладывать отпечаток на изменение почерка.

Пятое возражение: почерк не отражает характер, потому что меняется с годами.

Безусловно, почерк изменяется со временем. У кого-то больше, у других меньше. Но и сам человек, его характер, другие характеристики его личности тоже не остаются постоянными. Почерк отражает эти изменения.

Шестое возражение: почерк не отражает характера человека, потому что пишущий может его произвольно изменять.

Действительно, если почерк специально подделан, графологический анализ может оказаться несостоятельным. Но точно так же человек может, намеренно играя определенную роль, производить ложное впечатление своим поведением.

Анализ почерка исходит из того, что написанный текст есть результат естественного и привычного процесса. Он может оказаться полезным, когда установит несоответствие между кажущимися характеристиками человека и теми его чертами, которые отражены в почерке.

Задачей криминалистики является установить, что почерк сознательно изменялся. Если кто-то пытался не просто произвольно изменить почерк, а подделать его, то в этом случае анализ признаков почерка, используемых как в графологи, так и в криминалистике, окажется очень полезным.

Если вам интересна тема анализа почерка, рекомендуем книгу Чернова Ю.Г. "Психологический анализ почерка: системный подход".

#психология #анализ почерка #почерк #графология