79 subscribers

Линия фронта проходит через нас

Кто-то говорит, что началась война. Кто-то говорит, что она уже давно идёт. Кто-то выступает против войны, призывая кого-то остановить боевые действия. Но мало кто понимает, что линия фронта в этой войне проходит через каждого из нас.

Линия фронта проходит через нас

Борьба за умы

Если в первобытном обществе (в том обществе, где охотились на мамонтов с копьями и топорами) основной задачей было чтобы племя выжило, то никто не задумывался над тем, как жить. Есть еда, тепло, место, где безопасно спать и растить детей — это хорошо. Чего-то из этого не хватает — плохо. Но по мере развития общества, по мере того как расширялись интересы людей, жить сегодняшним днём становилось недостаточно. Расширялись границы: поместья, княжества, страны. Кто-то брал на себя ответственность за существование больших групп людей и решал вопросы, планировал из расчёта того, чтобы эта его группа жила, процветала и ширилась. И это действительно была забота обо всех, ибо нет толка от княжества, если весь народ вымер. Поэтому управленцы и пытались находить такие решения, чтобы в них были учтены интересы всех. Вырабатывались принципы существования, находились закономерности, чтобы при любой ситуации не изобретать каждый раз велосипед. Это и называется «идеология» — система идей, выражающих интересы общества. Идеология определяет, что хорошо, что плохо, как жить правильно (в интересах самой жизни), а как нет, как реагировать на те или иные события, приносимые «ветром времени».

Долгое время носителем идеологии были официально правящие люди: князи, цари, султаны. Но с момента французской революции, когда в обществе начала зарождаться демократия, идеологи ушли в подполье. Ведь формально народ сам решает, как ему жить. Но по факту люди не хотели, да и не были готовы думать о будущем. Люди продолжали мыслить в рамках «я и моё», и всё, что выходило за эти рамки их не интересовало.

Таким образом управление обществом приняло форму манипуляции. С помощью так называемых «окон Овертона» людям внедрялись те или иные идеи, выгодные тем, кто смог взять на себя управление обществом. Это люди, обладающие достаточным пониманием, достаточной ответственностью и достаточно далёким горизонтом планирования. Они разрабатывают идеологии, строят модели общества и приводят людей к этим моделям с помощью внедрения тех или иных идей в общество.

Развитие технологий стало естественным следствием желания людей упростить и облегчить свой быт. Любое постепенное развитие рано или поздно приводит к тому, что прежние порядки жизни настолько устаревают, что не только мешают жить, но и начинают угрожать общей безопасности. И мы сейчас находимся именно в таком положении. Дух времени вынуждает нас изменить образ жизни. Но какой должна быть новая жизнь, на основе чего будет выстроена будущая модель жизни? Ответа на этот вопрос, впрочем, как и всегда, у большинства людей нет. На свет, как грибы после дождя, начинают появляться идеи о том, как следует жить. Многие из них настолько утопичны и далеки от реальности, что совершенно нежизнеспособны. Но есть и сильные идеи, которые выходят на уровень так называемой борьбы идеологий.

Как происходит эта борьба? Она происходит в умах людей. Какая идея захватит больше умов, такая и победит. Идеологи не могут объявить открыто, как «надо жить». Люди настолько привыкли к мысли, что они, якобы, свободны и сами всё решают, что такие попытки объявления в лучшем случае будут высмеяны. Поэтому необходимо, чтобы люди как бы сами пришли к выводам, которые предлагают идеологи.

Очевидно, что каждый человек обладает разным уровнем понимания, ответственности и нравственности, не говоря уже о горизонте планирования. Лишь единицы могут разрабатывать, проверять и корректировать модели жизни общества. Но совершенно необходимо каждому развить в себе достаточно этих качеств для того, чтобы понять, что ему предлагается и сделать правильный выбор.

Личная ответственность

Существует очень популярная позиция: «Я не лезу в политику; пусть каждый занимается своим делом; меня это не касается». Те, кто выбирают тактику «моя хата с краю», в итоге могут жестоко поплатиться за это. Не стоит, наверное, приводить пример соседей, мастерящих бомбу. Если у них что-то не получится, взорвётся весь дом, какой бы «нейтралитет» ни занимали его жильцы. В отношении общества всё точно так же.

Жизнь всегда в высшей степени справедлива. Те, кто с этим не согласны, просто не хотят видеть причинно-следственные связи между преступлением и наказанием, которое прилетает всегда, даже без участия правоохранительных органов. Если всё же рассмотреть пример с соседями и бомбой, то преступление жильцов дома в том, что они не были бдительными, что они не замечали, что в их доме происходит что-то недопустимое. Возможно даже кто-то знал, но не принял меры, достаточные для того, чтобы прекратить это. Понятно, что это лишь пример, что здесь может действительно никто не знал об опасности. Но в отношении общества — все проявления той или иной опасной деятельности всегда происходят на глазах у простых людей. Разве не знали жители Украины о националистических парадах, о разжигаемой ксенофобии. Что позволило забыть об ужасах Второй Мировой войны, переопределить смыслы и значения тех событий, в которых участвовали наши предки? Что думали люди, допуская разрастание этой опаснейшей «бомбы»? Либо «моя хата с краю», либо «мы живём в либеральном мире — каждый имеет право на выражение своей позиции». Но даже если и так, то почему нацизм «выражал свою позицию», а противоположное мнение с какого-то момента уже невозможно было выражать? Да потому что вся «либеральность» с самого начала была иллюзией. Посредствам манипуляции людям привили идею о материальном благополучии как о высшей ценности для человека. И люди заперлись в своих «хатках с краю», в то время как активным и бесчеловечным представителям общества были отданы улицы и площади (майданы).

И такое преступное бездействие всегда будет наказано. Либо это будет захват и обезвреживание той самодельной бомбы, которую горе-подрывники мастерят у себя в квартире, либо это будет взрыв всего дома. Нетрудно согласиться, что первый сценарий лучше. Но для его реализации нужна бдительность соседей. Нужно, чтобы они не завешивались либеральными шторами, дескать «каждый в праве жить, как он захочет. Кто дал мне право указывать, как жить и что делать моим соседям?». Но нужно не забывать, что взорваться может весь дом. И это уже не личное дело каждого, а общее дело всех. И только тот, кто может взять на себя ответственность не только за барахло в своей комнатушке, а позаботиться и обеспечить жизнь всех жильцов в доме, найдёт в себе силы и решимость предотвратить надвигающуюся опасность.

Подводя итог, можно сказать, что если человек не интересуется политикой, политика заинтересуется им.

— Согласен, что по-старому жить уже не получается? — Да. — Ты знаешь, как жить по-новому? — Нет. — Тогда будешь жить так, как скажем мы. Ходить туда, куда скажем мы, стоять там, где скажем мы. В общем — отправляйся в специальный загон для тех, кто не знает и не хочет знать.

Что же делать?

Если отвечать на этот вопрос максимально конкретно, так, как этого ждут большинство людей, то ситуация не изменится. «Скажи мне, кто хорошие, а кто плохие?» — это вопрос человека, который так и не решился думать самостоятельно. Правильным ответом будет: «Во-первых, думать».

Что это значит? Абсолютно у всех событий есть причины. И эти причины давно уже не находятся в рамках даже одного государства. Любую ситуацию надо рассматривать в контексте всего мира. При чём сначала нужно определить действующих лиц. Это те силы (даже не люди), которые являются участниками и инициаторами событий на Земле как минимум последние 150 лет. То есть, нужно построить в своём уме достаточно чёткую взаимосвязь между всеми ключевыми событиями, которые происходили на Земле за это время. Тогда проявятся и действующие лица. Многие думают, что жизнь — это совокупность произволов людей. Но это не так. Все события, начиная, наверное, с колониального захвата территорий европейскими правящими семьями, управляемы, и чем дальше, тем жёстче это управление.

Выстраивая картину мира, в которую будут вписаны все происходящие вокруг события, нужно следить за тем, чтобы не было «белых пятен». Это не только «я не знаю, почему так происходит». Это ещё и ответы типа: «они дураки и ничего не понимают», «они жадные и хотят набить карманы». Последнее может и будет справедливо для каких-то мелких случайных фигур, но значимые фигуры на политической арене двигаются уже совсем другими целями. Кстати, стоит понять и то, чем мотивированы те или иные люди.

Когда всё происходящее станет понятнее, следующее, что нужно сделать — определить, какие силы и явления вокруг способствуют общечеловеческим целям и самому занять эту позицию. С этим тоже нельзя торопиться. Ошибка в выборе может стоить не только благосостояния, но, может быть и жизни.

В годы войны были люди, думающие, что можно было сдаться фашистской Германии и жить в «объединённой Европе» цивилизованно, под управлением Третьего Рейха. Но эти люди сильно заблуждались. Это Россия, присоединяя к себе малые народы делала их равными своим гражданам. Это только у нас грузин мог править всей Россией. Можно ли представить, чтобы премьер-министром Англии стал бы уроженец одной из английских колоний, например, индус? Да и сами колоний, например Франции: Тунис, Алжир, Марокко — разве могут сравниться с уровнем жизни метрополии? Что уж говорить о фашизме, который своей целью ставил истребление наций. Россия была бы стёрта с лица Земли, а остатки русского народа не имели бы своей земли, как сейчас это происходит со многими народами.

И последним третий шаг — быть верным выбранной позиции. Это значит стать действующим лицом, активной единицей той идеи, которая созвучна сердцу. Это значит не закрывать глаза на то, что противоречит определённым для себя принципам жизни. Действовать — это не всегда и не обязательно означает какую-то борьбу, пикеты или оружие. Это прежде всего означает, что всё, что происходит на поле жизни, всё, что как-то прямо или косвенно касается моих принципов, касается и меня лично. Это означает, что мне не всё равно, что я имею свою чёткую позицию и всегда готов или готова её высказать и аргументировать.

Стоит вспомнить факельные шествия или прыгающую толпу на Украине. Да, в большинстве — это молодёжь, которая не понимала, что делала. Да, каждая такая акция была тщательно спланирована, организована и оплачена. Но что мы можем противопоставить этой активной деятельности? Как минимум, свою твёрдую позицию, свою включённость в жизнь не только своей семьи, но и всего общества.

Альтернатива — нам скажут, куда пойти, где встать, что взять и чем быть довольными. И все наши роптания о том, что жизнь могла бы быть и лучше, будут похожи на мычание скота в загоне. Мы будем брать только то, что дадут и вечно роптать на несправедливость жизни. Но есть надежда на то, что разум ещё не до конца одурманен туманом общества потребления. Что у людей хватит смелости выйти за рамки своих имущественных интересов и взять, в меру своих возможностей, ответственность за свою жизнь и за жизнь общества на себя. И чем больше будет этой ответственности, тем больше будет и возможностей.

12.03.2022