Государственно-частное партнёрство – хороший инструмент для решения социально-экономических задач, особенно во время кризиса и санкций. ГЧП влияет на систему здравоохранения в целом. Повышается качество обслуживания пациентов, диагностика и высокотехнологичное лечение становится доступным.
Совместные проекты изменят к лучшему ресурсно-материальную базу и повысят навыки и компетенции кадрового состава.
Формы финансового взаимодействия и выгоды в рамках ГЧП
ГЧП выгодно для частной организации и для государства. Что дает такое партнерство:
- привлечение частных инвестиций с возмещением части вложенных средств;
- гранты на социальные проекты;
- благотворительные взносы бизнеса в государственные медицинские организации;
- государственные инвестиции в частную медицину с долей в уставном капитале.
Коммерческая организация получает выход на рынок и гарантированный доход. Государство экономит бюджетные деньги, имеет доступ к технологиям и интеллектуальным разработкам частного бизнеса.
Эксперты отмечают недостатки системы ГЧП:
- Государство не распоряжается полностью совместной собственностью.
- При смене государственных векторов экономического развития частные компании попадают в зону репутационного риска, что препятствует инвестициям с их стороны.
Однако это нельзя назвать определяющими факторами.
До 2019 года ГЧП использовалось для привлечения частного капитала на создание и реконструкцию капиталоёмких объектов. Во время пандемии система помогала выйти из сложной экономической ситуации с минимальными потерями. Только в 2020 году зарегистрировано более 3 тысяч проектов в сфере ГЧП на 1,7 трлн руб.
Популярные схемы: концессии, офсетные договоры, аренда объекта с инвестиционными обязательствами, соглашения в рамках корпоративного партнёрства, контракты жизненного цикла и со специальным инвестиционным режимом. ГЧП занимает примерно 1,6% ВВП и имеет устойчивую тенденцию к росту.
Мировой опыт
В Англии доля ГЧП составляет 22%, а расходы на здравоохранение – 13% ВВП. В Канаде совместная реконструкция медучреждений на всех уровнях, расходы – 8,1% ВВП.
Индия ведёт фармацевтические закупки, мониторинг болезней и беременностей с высоким риском, лечение и профилактику ВИЧ. Австралийцы используют партнёрство в строительстве больниц. Частный бизнес Франции вложил 315 млн евро в центр «Сюд Франсильен». США в частный сектор направляет треть расходов.
Мировой опыт показывает, что затраты на проекты в ГЧП на 10–15% ниже, чем финансирование только из государственного бюджета.
Достижения ГЧП, и что предстоит сделать
Во время пандемии отмечалась «инвестиционная пауза», рост цен на импортные товары, падал потребительский спрос, повышались капитальные затраты на объектах ГЧП. В здравоохранении и санаторно-курортных услугах пострадали 28 проектов – выручка упала на 10 – 90%. Но пандемия стала и мощным катализатором. Особенно в цифровой медицине:
- «Promobot» разработала систему опроса пациентов с блоком первичной диагностики;
- «К-Скай» создала робота, анализирующего электронные медкарты;
- телемедицинские сервисы обеспечивают контакт пациента с врачом, позволяют вызвать доктора на дом и купить лекарства в аптеке;
- «Ростех» и «Швабе» начали выпуск тепловизоров с функциями распознавания лиц;
- «Росэлектроника» внедрила в 8 субъектах РФ сервис, который обеспечивает 400 ежедневных удалённых медицинских консультаций.
Это было бы невозможно без государственно-частного партнёрства.
В экономическом кризисе механизмы ГЧП актуальны и прибыльны. Соединение частного и бюджетного финансирования заложит основу для развития высокотехнологичной медицины.
Государственная стратегия развития здравоохранения получит инструменты для привлечения внебюджетных средств. А частные клиники – доступ к государственным ресурсам здравоохранения и новые источники прибыли и самоокупаемости.
Подписывайтесь на канал и поделитесь своим опытом в государственно-частном партнерстве.
Ещё по теме: