16 subscribers

Почему молодые специалисты не готовы работать в здравоохранении: проблемы образования и мотивации

198 full reads

Технологии в медицине развиваются быстрее, чем под них успевает подстраиваться образовательный процесс. Студенты медвузов должны быть готовы выйти в высокотехнологичный медицинский мир. О проблемах образования мы поговорили с Залимом Балкизовым, к.м.н., доцентом кафедры госпитальной хирургии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Фото © Муслим Муслимов
Фото © Муслим Муслимов

Насколько студенты заинтересованы в обучении

Мотивация студентов к тому, чтобы быть хорошими врачами – проблема в современном медицинском образовании. На Западе те, кто готовится стать доктором, строят карьерные планы. Для них прозрачны личные финансовые перспективы. У наших студентов такого нет.

Часто в вузы попадают случайные люди. Человек вроде бы не должен туда идти, но идёт, потому что имеет проходной балл ЕГЭ, но фактических знаний у него нет. Отсутствует осознанное понимание, зачем он поступает в медицинский.

Более того, проблемы с мотивацией и у преподавателей. Они могут быть хорошими врачами и отлично знать предмет, но учить, доносить знания – не их конёк.

Как развивается система непрерывного медицинского образования в России

В советское время врач должен был каждые 5 лет проходить курсы повышения квалификации и получать допуск для работы по специальности на дальнейшую пятилетку.

Сейчас меняется само здравоохранение в глобальном смысле. Повышение квалификации раз в 5 лет – слишком долгий срок. За это время происходит столько изменений, что через год после курсов знания врача по некоторым аспектам уже устаревают.

Развиваются не только технологии. Меняется законодательное регулирование, клинические рекомендации. Проводятся исследования, выявляются побочные эффекты лекарств, о которых было неизвестно – это нужно узнавать своевременно.

Постоянное обучение ― насущная необходимость.

Что сейчас происходит

Мы пытаемся реформировать систему НМО в соответствии с мировыми тенденциями развития. Но если говорить о врачебной специализации, то теория не всегда может проецироваться на реальную жизнь.

Система непрерывного образования в Северной Америке, Европе подразумевает, что 50 часов в год врач должен тратить на повышение квалификации, т.е. 1 час в неделю. Это не совершенная система, потому что учитывается время, а не результаты, которые сложно выявить. Поэтому модель простая – подсчёт часов присутствия в образовательной активности.

Фото © Муслим Муслимов
Фото © Муслим Муслимов

Образовательный процесс подразумевает:

  • посещение форумов и конференций;
  • прослушивание интернет-лекций и вебинаров;
  • изучение материалов на электронных и бумажных носителях.

Последние актуальны для тех, кто не может выехать на конференции. Онлайн-мероприятия для многих недоступны из-за разницы во времени, так как ориентируются больше на центральную часть России. На Дальнем Востоке в это время уже ночь.

Глобальный проект непрерывного медицинского образования, направлен на то, чтобы помочь развиваться в специальности. Но, прежде чем развиваться, надо выбрать эту специальность.

Как мы говорим о доказательной медицине, также доказательные методы существуют в преподавании. Существует международная группа в AMEE, которая занимается обзорами исследований в медобразовании.

Есть BEME Guides – руководство, как применить технологии, что эффективно, в том числе по отбору студентов, резидентов. Можно оценить не только фактические знания и умения при приёме в вуз или ординатуру, но и такие психологические аспекты, как эмпатия, чтобы понять, к какой профессии абитуриенты они наиболее склонны. Проект НМО не закостенел, направлен именно на это и за ним будущее.

В следующих статьях мы продолжим говорить о системе непрерывного образования. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикации. Делитесь в комментариях, какие наработки НМО считаете эффективными, и что можно привнести в процесс.

Читайте ещё: