3 subscribers

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО Л.С. ЦВЕТКОВОЙ

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО Л.С. ЦВЕТКОВОЙ

Обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста следует начинать с изучения умения вступать в контакт, вербального общения, с изучения личности, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков, возможностей «психологической врабатываемости» ребенка или, наоборот, тенденции к снижению трудоспособности, а также с изучения зоны ближайшего развития.

1. Беседа

Инструкция: «Давай мы с тобой побеседуем. Я тебя буду спрашивать, а ты будешь отвечать. Но можешь и ты мне задавать вопросы.

а) Скажи, пожалуйста, как тебя зовут, полное имя и фамилия? Как зовут твоих родителей? Бабушку и дедушку? Брата, сестру? Как зовут твою учительницу? (данные вопросы помогут определить, насколько ребенок владеет общими сведениями о себе, своей семье и ближайшем окружении)

б) Зачем ты сюда пришел?

в) Как ты думаешь, у тебя все хорошо – и память, и внимание, и речь? Или тебя что-то беспокоит? (отношение ребенка к своей деятельности, критичность.

г) Ты хочешь учиться в школе? Тебе нравится учиться в школе? Что особенно тебе нравится? (система интересов, эмоциональное отношение к школе, к учебной деятельности)

Анализ симптомов и возможных ошибок

Тест направлен на исследование:

- устной экспрессивной диалогической, богатства лексики и конструкций предложений связной речи, на исследование понимания связной речи;

- умения вступать в контакт, коммуникабельность;

- сферы интересов и знаний;

- системы отношений, эмоций, личности;

- ориентировки в месте и времени, общей ориентировки в предметном и социальном мире;

- непосредственного запоминания;

- мимики лица, интонационного строя речи;

- личности, интересов, объема и содержания знаний;

- познавательных интересов, их избирательности;

- отсроченной непроизвольной вербальной памяти.

д) Какие учебные предметы тебе нравятся? Какие не нравятся? Почему? Что нравится смотреть по телевизору? (познавательные интересы, мотивы деятельности).

е) Любишь ли ты играть с детьми? У тебя есть друг? Подруга? Кого ты больше всего любишь? Какие книги любишь читать? (Система отношений. Эмоции. Познавательные интересы)

Анализ симптомов и возможных ошибок

- снижение уровня объема знаний может говорить о тех или иных корковых зон мозга;

- несформированность эмоционально-волевых процессов. Личности, неадекватность поведения и др. может свидетельствовать о незрелости подкорковых структур мозга, медиальных височных структур мозга, корково-подкорковых связей с влиянием на лобную кору

ж) Извини, я забыла, о чем сейчас тебя спросила? А в самом начале беседы о чем мы говорили? (Вербальная отсроченная память)

2. Мимика

Как ты покажешь лицом, что ты очень веселый? А как покажешь, что ты грустный или совсем печальный?

Анализ симптомов и возможных ошибок

Несформированность мимического способа выражения эмоций позволяет думать о заинтересованности стволовых структур мозга с влиянием на кору правого полушария.

3. Узнавание эмоций

Скажи, какое настроение у детей на этих картинках?

Анализ симптомов и возможных ошибок

Трудности узнавания эмоций могут быть связаны с незрелостью медиальных отделов височных зон правого полушария. Трудности называния их соответствующим словом возникают при слабости или незрелости связи височной коры левого полушария с подкорковыми структурами.

4. Сфера образов-представлений

Нарисуй себя.

Исследуется воображение, его уровень и психологическое содержание.

5. Воображение

Нарисуй то, что ты хочешь. Нарисуй то, что можно нарисовать из кружка, квадрата, треугольника

Анализ симптомов и возможных ошибок

Сформированность этих сфер связана с полноценностью лобных систем мозга и зоны ТРО

Произвольная деятельность

6. Поднимание руки на стимул

Когда я стукну 1 раз, ты быстро поднимешь руку. (Тест направлен на исследование произвольной деятельности, ее организации, устойчивости, вербальной памяти, переключения).

Анализ симптомов и возможных ошибок

Возможные ошибки: неустойчивое запоминание инструкции, замедленное выполнение, инертность, персеверации, дефекты переключения. При ошибках возможна дисфункция лобных, заднелобных, лобно-височных зон мозга. При грубых ошибках возможна незрелость стволовых структур мозга.

7. Конфликтная произвольная деятельность. Двигательная сфера

Кулак-палец

Я поднимаю палец, а ты в ответ должен поднять кулак и сразу опустить. А если я подниму кулак, ты должен сразу поднять палец и сразу опустить.

Анализ симптомов и возможных ошибок

Возможно эхопраксическое движение – на поднятый кулак поднимает кулак, на поднятый палец поднимает палец. Персеверации. Эти ошибки проявляются при поражениях или дисфункциях лобных зон мозга, при грубом нарушении – незрелость стволовых структур с влиянием на лобную кору.

8. Копирование по образцу

На листе бумаги в крупную клетку рисуются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, домик). Ребенок должен нарисовать такие же фигуры с учетом количества клеток.

Анализ симптомов и возможных ошибок

Необходимо следить за процессом копирования:

- смотрит ли ребенок на образец,

- подсчитывает ли количество клеток, по которым надо проводить линии,

- контролирует или нет свои действия,

- сравнивает ли свой рисунок с образцом, или не обращает внимания на образец и заменяет произвольную заданную деятельность привычным спонтанным рисованием. При снижении произвольной деятельности, замене ее привычными действиями или хаотическими, можно думать о слабости или дисфункции коры лобных зон мозга.

Двигательная сфера

9. Динамический праксис. Кулак-ребро-ладонь

Делай как я. Смотри внимательно.

(Проба направлена на исследование выполнения двигательной программы деятельности)

Анализ симптомов и возможных ошибок

Ошибки: неусвоение программы, пропуск элемента, персеверации движения (вертикального и горизонтального). Включение речи может регулировать, а может и не регулировать правильность выполнения действия. В этом случае возможна дисфункция лобных долей мозга.

10. Графическая проба «заборчик»

Продолжай рисовать заборчик точно так же, как у меня, обрати внимание на рисунок.

Анализ симптомов и возможных ошибок

Возможны персеверации, контаминации, неудержание программы. Возможны дисфункции заднелобных зон коры левого полушария.

11. Реципрокная координация

Смотри и делай руками как я (поочередно: кулак-ладонь, кулак-ладонь)

Анализ симптомов и возможных ошибок

Дискоординация движений или отставание левой или правой руки и др. связаны с незрелостью или органическим повреждением мозолистого тела.

12. Праксис позы

Делай как я (вытягивание 2-3, 2-5, 2, 5 пальцев руки, кольцо из 1, 2 пальца, 1-5 пальцев и др).

Анализ симптомов и возможных ошибок

При зеркальных ошибках (вместо 2 пальца 5й, вместо 5го – 2йи др) возможна патология теменно-затылочных отделов коры полушарий. Грубое нарушение выполнения проб связано с дисфункцией или незрелостью стволовых структур мозга.

13. Пространственный праксис. Пробы Хэда

Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую и т.д. давай попробуем (дается образец)

Анализ симптомов и возможных ошибок

Ошибки: замена левой руки правой и наоборот, искажение направления движения. Все ошибки – это ошибки пространственного характера. Включение внимания существенно не меняет возможности ребенка. Возможна заинтересованность теменно-затылочных зон мозга.

Гнозис. Акустический гнозис

14. Фонематический слух:

- повторение звуков;

- нахождение букв, соответствующих звукам;

- повторение слов, начинающихся с оппозиционных фонем.

Инструкция: повторяй за мной звуки: БПКГТДОР; ба-па, па-ба, та-да-да-та. Найди букву П, а теперь Б и т.д. Повторяй за мной: забор-собор, дом-том-лом-ком-запор-забор-собор.

(Пробы направлены на исследование речевого слуха, повторения слов, серий слов, на слухо-речевое запоминание и воспроизведение. Проверяется в основном фонематический слух)

Анализ симптомов и возможных ошибок

Возможные ошибки: замены оппозиционных звуков, литеральные и вербальные парафазии, нестойкость запоминания слов. Все эти ошибки могут говорить о дисфункции средней и верхней височной извилины коры левого полушария. Если будут только замены оппозиционных звуков, то это дисфункция зоны Вернике. Могут быть ошибки и из-за дефектов моторного звена (кинетического и кинестетического) в речи (заднелобные и нижнетеменные зоны коры мозга)

Пространственный гнозис

15. Срисовывание пространственных фигур

Инструкция: нарисуй стол, куб, домик. А теперь срисуй. Внимательно смотри на мои рисунки и срисовывай (стол, куб, домик).

Анализ симптомов и возможных ошибок

Плоскостные рисунки говорят о несформированности пространственного восприятия и представления. Такой дефект возможен при незрелости зоны ТРО левого и правого полушарий. Он говорит о несформированности интеллекта.

Память

16. Слухо-речевая память. Воспроизведение предыдущих слов

Вспомни, какие слова ты повторял, а буквы вспомнишь?

17. Общая отсроченная память.

Вспомни, что мы делали, какие задания ты выполнял.

(Исследуется отсроченная слухо-речевая память слов, с которыми ребенок действовал и отсроченная общая память).

Анализ симптомов и возможных ошибок

Ошибки воспроизведения говорят о дисфункции стволовых структур мозга. Правильные ответы говорят о зрелости (сохранности) корковых височных систем.

Речь. Номинальная функция речи

18. Называние предметов (или предметных картинок)

Назови то, что нарисовано на картинке, которую я тебе покажу.

Анализ симптомов и возможных ошибок

Задержки актуализации слов-наименований, замена слов (вербальные или литеральные парафазии) персеверации. Трудности называния предметов и ошибки вязаны с незрелостью височно-теменных и заднелобных зон коры левого полушария.

19. Включение пропущенных слов в предожение

(«На берегу… сидит рыбак и … рыбу». «За партой сидит… и пишет…»)

Я скажу предложение, но в нем будут пропущены некоторые слова. Ты должен вставит в предложение пропущенные слова. А теперь повтори предложение. Добавь нужные слова в это предложение.

(Исследуется активный выбор слова, учет контекста и смысла заданного предложения (речь и речевое мышление).

Анализ симптомов и возможных ошибок

Снижение уровня развития речи – объема словаря, интервербальных связей слова в предложении, несформированность речи на уровне предложения, трудности синтаксирования могут говорить в пользу слабости или дисфункции лобно-височных отделов коры левого полушария.

20. Слухо-речевая память

2 пары по 3 слова: окно-хлеб-ветер, пирог-колодец-топор

Я буду говорить тебе слова, ты должен их запомнить. Позже я буду спрашивать. Повтори первые три слова. Теперь повтори вторые три слова.

(Исследуется слухо-речевая память в условиях гомогенной интерференции)

Анализ симптомов и возможных ошибок

Возможные ошибки: перестановки слов в каждом ряду, уменьшение количества слов в ряду, контаминация рядов, вербальные парафазии, вплетения других слов, замена слов первого ряда словами второго и наоборот. Все это говорит о повышенной тормозимости речевых следов о ретро- и проактивном торможении. При нарушении непосредственного запоминания слов можно думать о незрелости стволовых структур мозга. Нарушение отсроченного запоминания слов может говорить о незрелости коры височных отделов левого полушария мозга.

Интеллект

21. Пересказ рассказа

Я тебе прочитаю рассказ, а ты его запомни, постарайся понять, а потом перескажешь (после пересказа ребенка спрашивают, в чем смысл рассказа или чему учит рассказ).

Анализ симптомов и возможных ошибок

Возможные ошибки:

- ошибки памяти: незапоминание содержания, частичное воспроизведение;

- ошибки мышления: непонимание содержания, непонимание смысла;

- речевые ошибки: бедная неразвернутая речь, бедная лексика, короткие фразы.

Ошибки могут говорить о дисфункции лобных зон коры левого полушария.

22. Четвертый лишний

Здесь на карточке 4 предмета, но один из них лишний. Найди его и скажи, почему он лишний

23. Рисунок семьи

Сейчас я выйду, а ты отдохни и нарисуй свою семью и себя тоже.

(Исследуется аффективная сфера, роль семьи в формировании отрицательных эмоций)

24. Свободное рисование

А теперь нарисуй, что хочешь.

(Исследуется аффективная сфера, воображение, интеллект)