Таблетка для мозга: станете ли вы умнее, решая пазлы?

Новое исследование показывает, что решение интеллектуальных задач не обязательно развивает мозг. Ну а уж если вы их решаете, то не платите за это деньги, советует известный психолог Том Стаффорд

Вы наверняка слышали про «тренажеры для мозга» — пазлы и задачки, которые, как утверждается, помогут вам обрести и сохранить ловкость ума. Может быть (особенно если вы уже не молоды), вы даже купили для этого книгу или приложение, надеясь предотвратить упадок мыслительных функций. В общем, это очень популярная идея — но есть ли у нее научная основа, или это чистый маркетинг?

Новое обзорное исследование, опубликованное в Psychology in the Public Interest, систематически анализирует имеющиеся доказательства в пользу «тренажеров». И его результаты заставляют задуматься. Исследователи во главе с Дэном Саймонсом из Иллинойского университета изучили всю литературу, которую производители тренажеров для мозга цитируют в своих маркетинговых материалах. Они исходили из того, что уж эти-то компании должны были найти самые лучшие доказательства эффективности этих методик, если они вообще существуют.

Главный вывод исследования — доказательства в пользу тренировки мозга довольно-таки слабые. Половина компаний, утверждающих, что их тренажеры проверены учеными, не приводят в подтверждение никаких академических статей, а лишь цитируют отдельных исследователей (в том числе тех, которые основали эти самые компании). Если посмотреть на те компании, которые все-таки цитируют научные исследования, то речь идет в основном об общих исследованиях нейропластичности — и ничего, что прямо бы свидетельствовало об эффективности продвигаемых ими продуктов.

Часто утверждается, что тренировка мозга помогает развивать умственные способности в целом или в каких-то определенных задачах. Никто и не сомневается, что если вы долго решаете кроссворды, то вы будете лучше их решать. Но улучшит ли это вашу память, ваш IQ, вашу способность быстро просматривать электронную почту? Это называют «эффектом переноса», и главная цель исследований по тренировке мозга — выяснить, существует ли так называемый «дальний перенос» (когда вам в ходе тренировки удается развить другой навык — не тот, что вы непосредственно отрабатываете). В работе Саймонса рассказывается, что мы знаем об эффекте переноса.

Исследователи не только просмотрели сайты компаний, но и изучили список работ, составленный отраслевой ассоциацией — 132 научные статьи, которые, как утверждается, доказывают эффективность тренировки мозга. Из этих статей 106 — реально новые данные (остальные — обзоры предыдущих исследований). В 71 из 106 имеется нормально подобранная контрольная группа, то есть эффекты тренировки можно отследить. Только в 49 использовалась так называемая «активная контрольная группа», в которой участники действительно что-то делали, а не просто сидели. (Это важно, если вы хотите отделить экспериментальный эффект от ожиданий участников или от их реакции на внимание исследователей.) И в этих 49 около половины результатов получены всего лишь из шести исследователей.

В целом, заключила группа Саймонса, ни одно исследование, которое приводится в поддержку тренажеров для мозга, соответствует стандартам хорошей научной работы, и немногие приближаются к стандартам рандомизированного контролируемого испытания. (Правда, они не включили в обзор вот эту прошлогоднюю работу.)

Как считает группа Саймонса, утверждения об общей пользе тренажеров для мозга преждевременны. Есть убедительные доказательства, что тренировка позволяет совершенствоваться в решении тех задач, на которых вы тренируетесь, но значительно меньше данных о том, что это полезно для отработки смежных навыков, и уж совсем мало — для более посторонних навыков или для повседневной мыслительной деятельности.

Такими недостатками страдают не только исследования тренажеров для мозга. Хорошие исследования вообще проводить трудно. И может быть, кто-то еще и докажет, что определенные виды тренировки приносят более общий полезный эффект. Но пока, как показывает обзор Саймонса, утверждать это преждевременно.

Между тем, как показал опрос, проведенный в 2014 году в США, больше половины людей слышали о тренажерах для мозга и в какой-то степени верят, что они помогают улучшить его работу. Компании пользуются тем, что люди верят результатам нейронауки и психологии, а также нашей верой в то, что сложные проблемы можно решить путем покупки какого-то простого средства.

Саймонс также отмечает, что при оценке любой тренировки нужно еще и смотреть на ее стоимость. Исходя из этого, ни один коммерческий продукт по тренировке мозга не продемонстрировал большей эффективности, чем упражнения, которые вы можете выполнить сами и бесплатно. Важно оценить и затраты труда и времени: что еще полезного вы могли бы сделать за время, потраченное на упражнения с «тренажерами мозга»? Рад сообщить, что прогулка по парку с другом — это не просто бесплатно и более весело, но и с большей вероятностью, как показывают исследования, помогает улучшить когнитивные способности, чем все продукты для тренировки мозга, доступные сегодня на рынке.