70 лет El Al: как израильская авиакомпания стала самой безопасной в мире

Фото: Yohai Mosi // facebook.com/ELALrus
Фото: Yohai Mosi // facebook.com/ELALrus

Израильскому перевозчику El Al 15 ноября исполнилось 70 лет. Свою историю национальная авиакомпания Израиля начала примерно на полтора месяца раньше.

В сентябре 1948-го первому президенту еврейского государства Хаиму Вайцману с супругой нужно было приехать в Израиль из Женевы. Однако из-за нейтрального статуса Швейцарии приземление на ее территории военных самолетов было запрещено. Тогда в Израиле военный DC-4 превратили в гражданское судно: его «одели» в цвета национального флага и назвали El Al. С иврита это можно перевести как «ввысь».

Фото: facebook.com/ELALrus
Фото: facebook.com/ELALrus

В тот же день вечером самолет с главой государства и экипажем из 16 человек прибыл из Швейцарии на авиабазу ВВС Израиля «Тель-Ноф». Этот полет считается первым рейсом гражданской авиакомпании Израиля, хотя сам перевозчик официально был создан 15 ноября.

Поначалу El Al выполнял только международные рейсы – первые полеты были открыты из Тель-Авива в Париж и Рим. Затем появились маршруты в Германию, а в 1959 году авиакомпания стала летать в Тегеран (сейчас это просто немыслимо).

В июне 1961 года состоялся первый беспосадочный полет El Al из Тель-Авива в Нью-Йорк, продлившийся 9 часов 33 минуты – рекордная продолжительность для коммерческого рейса тех лет.

На протяжении всей своей истории El Al вкладывала значительные силы и средства в обеспечение безопасности своих пассажиров и самолетов. Израильские лайнеры были всегда желанной целью врагов еврейского государства. Однако за 70-летнюю историю авиакомпании им это удалось всего один раз.

Фото: facebook.com/ELALrus
Фото: facebook.com/ELALrus

Первый и единственный захват лайнера El Al

50 лет назад - 23 июля 1968 года - члены «Народного фронта освобождения Палестины» захватили Boeing-707, летевший из Рима в Тель-Авив. Террористы ранили одного члена экипажа и приказали пилотам следовать в Алжир. После приземления в столице Алжира захватчики отпустили всех пассажиров неизраильтян – в руках террористов остались 22 заложника (через неделю были отпущены женщины и дети).

Boeing-707 El Al
Boeing-707 El Al

Начались переговоры по освобождению 12 оставшихся заложников и самолета. Они продолжались до конца августа, и только когда Международная федерация пилотов гражданской авиации объявила Алжиру бойкот, власти страны вмешались в ситуацию с заложниками и 31 августа все они были освобождены.

Это похищение вошло в историю не только как первый (и единственный) захват самолета El Al, но и как самый долгий авиазахват в мире: в плену у террористов заложники провели почти 40 дней.

Двойной теракт в Вене и Риме

Еще одной поворотной вехой в истории El Al стала середина 80-х. 27 декабря 1985 года одновременно в римском аэропорту Фьюмичино и венском аэропорту Швехат палестинские террористы устроили двойное нападение, расстреляв пассажиров El Al, регистрирующихся на рейс в Тель-Авив. В обще сложности погибли 19 человек, около 150-ти были ранены. Часть нападавших на месте ликвидировали местные спецслужбы, часть задержали.

Этот теракт привел к пересмотру всей системы безопасности пассажиров израильской авиакомпании. Теперь главным стало не обезвредить террориста после того, как он напал, а вычислить его и ликвидировать заблаговременно. У стоек регистрации (причем, не только в домашних аэропортах, а везде, куда летает El Al) появились «люди в штатском», задача которых – заранее выявить потенциального террориста и обезвредить его.

Меры дали свой результат уже через несколько месяцев: в апреле 1986 года в лондонском Хитроу на регистрации в Тель-Авив сотрудники израильской службы безопасности задержали беременную ирландку Мэри-Энн Мэрфи. В ее сумке обнаружили бомбу, которая была запрограммирована на взрыв в тот момент, когда лайнер должен был пролетать над Средиземным морем. Тогда могло погибнуть 395 пассажиров.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Тотальный контроль

Система безопасности El Al стала уже притчей во языцех.

«​Для более спокойного прохождения процедуры досмотра, мы просим Вас прийти на регистрацию не менее, чем за 3 часа до вылета», - говорится на сайте авиакомпании. Неподготовленные пассажиры даже не предполагают, что может представлять собой проверка El Al.

На многочисленных форумах можно прочитать сотни отзывов о том, какому досмотру и собеседованию подвергают пассажиров авиакомпании, не граждан Израиля. Особенно пристальное внимание – к женщинам, путешествующим в одиночку.

Вскрытый багаж (причем, не самым галантным способом), разворошенные вещи, тотальные досмотры, длительные собеседования и проверки на самых разных этапах – самые безобидные жалобы пассажиров авиакомпании. Один пассажир подсчитал – от стойки регистрации до посадки в самолет его документы проверили восемь раз.

«Пока вы регистрируетесь, люди в штатском (сотрудники авиалинии) могут следить за вами, и вы их сможете заинтересовать, если покажетесь похожим на потенциального террориста — их работа заключается в обнаружении подозрительного поведения. Если в вас не нашли ничего, вызывающего опасения, не спешите радоваться — вашу фамилию проверят также в списках разыскиваемых Интерполом, ЦРУ, Канадской службой разведки, Скотланд-Ярдом, и, естественно, израильской Шин-бет — а вдруг», - пишет блогер-путешественник Илья Стремоусов.

Но даже после всех проверок и досмотров, когда вы с посадочным талоном на рейс El Al подойдете к выходу на посадку – не факт, что вы войдете в самолет: отказать в полете без объяснения причин могут перед самой дверью лайнера.

В воздухе безопасность также на особом уровне - на рейсах El Al есть воздушный маршал с оружием: на случай, если наземные службы умудрятся пропустить на борт террориста.

Фото: totpi.com
Фото: totpi.com

Система противоракетной атаки

В 2000 годах система безопасности лайнеров El Al стала по-настоящему уникальной: все самолеты авиакомпании сейчас снабжены системой обнаружения и отвода ракет «земля-воздух». Ее начали внедрять в 2002 году после неудачного теракта в Кении – тогда в Момбасе террористы попытались сбить ракетой взлетающий лайнер El Al.

Экс-глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми пояснял журналистам, что ракета не попала в самолет по чистой случайности, «была какая-то неисправность». «И после этого было указание разработать систему Flight Guard», — добавил он.

«Принцип работы системы заключается в том, что она мощным лазером либо уводит ракету от цели, либо воздействует на головку ракеты. Конечно, есть и другие опции, но, мы не можем рассказать вам обо всем», — говорил пилот, экс-руководитель комитета гражданской авиации Израиля Авнер Яркони.

Установка системы на один авиалайнер обходится El Al в 1 млн долларов.

Сейчас в парке авиакомпании 42 пассажирских лайнера – все производства Boeing. Летают практически по всему миру.

Впрочем, у израильских лайнеров есть некоторые ограничения – они не могут летать через воздушное пространство некоторых мусульманских государств. Поэтому, например, продолжительность рейсов из Израиля на Восток (в Китай, Таиланд и т.д) значительно выше, чем могла бы быть. Но израильтяне все равно предпочитают El Al. Безопасность - важнее.

Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips