Boeing-707: самолет, который изменил авиацию

60 лет назад, 15 августа 1958 года, американская авиакомпания Pan Am получила первый лайнер Boeing-707, названный Clipper Tradewind. С тех пор мир авиации изменился.

Boeing-707 стал ответом корпорации Boeing своему заклятому конкуренту McDonnell Douglas, модели которого Douglas DC-6 и DC-7 в то время властвовали в небе. «707-й» также стал одним из первых реактивных самолетов в мире, наряду с британским DH-106 Comet, советским Ту-104 и французским Sud Aviation Caravelle.

И тем не менее, именно этому лайнеру было суждено изменить авиацию.

Начиная разработку полностью реактивного лайнера в Boeing сильно рисковали. Дело в том, что доверие к реактивной авиации в то время было подорвано катастрофами самолетов Comet британской компании De Havilland. Из-за ряда трагических инцидентов эксплуатацию этих самолетов (первый серийный полностью реактивный лайнер) пришлось остановить.

Boeing-707 авиакомпании Pan Am в аэропорту Парижа после первого трансатлантического рейса (октябрь 1958 года)
Boeing-707 авиакомпании Pan Am в аэропорту Парижа после первого трансатлантического рейса (октябрь 1958 года)

Первый полет Boeing-707 совершил в декабре 1954 года. Это был первый в мире реактивный пассажирский самолет с двигателями в отдельных мотогондолах. Первый реактивный пассажирский лайнер, в котором гондолы двигателей были подвешены под крылом на пилонах и первый в мире реактивный пассажирский самолет, выполнивший бочку. Кроме того, именно с этого лайнера обозначения пассажирских самолетов компании Boeing пошли как 7x7.

В салоне Boeing-707 были не только кухня и туалет, но и буфет, гардероб, и отсек ручной клади (закрытых полок над головой тогда еще не существовало – они появятся позже в лайнерах Boeing-747).

Первый коммерческий рейс на новом лайнере Pan Am выполнила 26 октября 1958 года – из Нью-Йорка в Париж. А торжественная презентация лайнера публике прошла несколькими днями ранее – на ней присутствовал президент США Дуайт Эйзенхауэр. Кстати, его супруга стала Мейми стала крестной матерью первого 707-го в авиакомпании Pan Am (регистрационный номер N709PA).

К слову, судьба этого лайнера трагическая – в декабре 1963 года он разобьется в штате Мэриленд (США) после вылета из Филадельфии. В той катастрофе погибли 73 пассажира и 8 членов экипажа. По результатам расследования был сделан вывод, что катастрофа произошла из-за попадания в самолет молнии, что привело к взрыву топливного бака и разрушению левой плоскости крыла. Эта катастрофа занесена в книгу рекордов Гиннесса как наибольшее число погибших от удара молнии.

По мере эксплуатации 707-го, все больше перевозчиков отдавали предпочтение продукции компании Boeing, и в 60-х 707-й стал самым популярным лайнером, совершавшим трансатлантические рейсы. Позже заказы на 707-й сделали и европейские авиакомпании.

Кстати, именно на 707-м в 1968-м году Pan Am выполнила первый рейс в Москву.

Boeing-707 ознаменовал собой эру гражданской авиации, которую принято называть золотой. В то время в полет дамы надевали свои лучшие наряды, а кавалеры – костюмы. В аэропорт приезжали за несколько часов до вылета, а билет покупался на месте. Позволить совершить рейс могли только богатые люди – бизнесмены, политики, звезды кино и спорта. Для сравнения, в середине 50-х цена билета из США в Европу была примерно 5000-6000 долларов (в пересчете на нынешние деньги).

Производство Boeing-707 продолжалось 20 лет. За это время было выпущено более 1000 лайнеров этой модели.

До сих пор военные модификации этих лайнеров летают. А эксплуатация в гражданской авиации была прекращена лишь в 2013 году.

В 70-х годах глава Pan Am сказал директору корпорации Boeing, что им нужен лайнер побольше. В итоге появился Boeing-747.

Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips