Из Англии в Австралию. Как за 80 лет изменился самый долгий рейс из Европы

Салон Short Empire. Фото взято с сайта cnn.com
Салон Short Empire. Фото взято с сайта cnn.com

24 марта 2018 года австралийская авиакомпания Qantas запустит беспосадочный рейс между Австралией и Европой. Лайнер Boeing-787-9 Dreamliner свяжет Перт и Лондон. Расстояние - 14 498 километров, время в пути – около 16 часов.

Это уже вторая попытка Qantas запустить беспосадочный рейс из Австралии в Великобританию. В 1989 году она начала прямые полеты из Сиднея в Лондон на лайнере Boeing-747-400. Но они были закрыты из-за нерентабельности.

Маршрут из Великобритании в Австралию – один из старейших в мире. Самолеты по нему летают уже 80 лет.

Первые рейсы между континентами авиакомпании Qantas Empire Airways из Австралии и британская Imperial Airways (потом войдет в состав British Airways) выполнили в 1938 году. В пути пассажиры были 10 (!) дней, а самолет делал 37 (!) промежуточных остановок.

Imperial Airways доставляла пассажиров из Лондона до Сингапура, откуда их забирали самолеты Qantas Empire Airways.

В конце 30-х путь британцев, желающих отправиться на другую сторону планеты, начинался на лондонском вокзале «Ватерлоо», откуда поезд доставлял их на юг Англии в Саутгемптон. Там они садились в летающую лодку Short Empire С-class, и – отправлялись в путь.

Кстати, билет в обе стороны стоил около 400 фунтов – это зарплата среднего британца примерно за два года работы.

 Short Empire С-class. Фото взято с сайта cnn.com
Short Empire С-class. Фото взято с сайта cnn.com

Short Empire мог перевозить не более 15 человек, для которых на борту были созданы все удобства: место для курения и прогулок, широкие сиденья, огромные окна, было даже пространство для игры в мини-гольф.

Кормили по-царски: на закуску пассажирам предлагали грейпфрут и злаки, яйцо с беконом, булочки с напитками (чай, кофе, какао), на обед – жареную баранину с горохом и картофелем и ветчиной, а на десерт – персики, вишневый пирог, сыр и фрукты.

 Фото взято с сайта cnn.com
Фото взято с сайта cnn.com
 Фото взято с сайта cnn.com
Фото взято с сайта cnn.com

В темное время суток, когда полетов не было, пассажиры размещались в первоклассных отелях во время промежуточных остановок.

Но это все лирика. В действительности же полет проходил в ужасных условиях. Большую часть пути самолет летел на высоте около 3 км, где чувствовалась сильная вибрация (особенно во время полета над тропиками). Кроме того, из-за отсутствия метеорологических маяков, пилоты часто попадали в зоны турбулентности.

 Фото взято с сайта cnn.com
Фото взято с сайта cnn.com

В Австралию пассажиры прибывали на западное побережье в город Дарвин, откуда их по шесть-десять человек самолетами De Havilland DH-84 и DH-86 доставляли в Перт.

 Фото взято с сайта cnn.com
Фото взято с сайта cnn.com

В мирное такие полеты просуществовали всего год, и, кстати, 94% рейсов были выполнены по расписанию, и они были прибыльными.

В 1939 году в Европе началась Вторая мировая война. В 1942 году полеты на время прекратились после того, как был оккупирован Сингапур. Рейс возобновился в 1943 году через Шри-Ланку (тогда - Цейлон).

Впоследствии, по мере развития авиастроения, время в пути между Великобританией и Австралией было сокращено до четырех дней.

Все изменилось в середине 1950-х, когда Qantas и BOAC (так нынешняя British Airways называлась до 1974 года) поставили на маршрут четырехмоторные лайнеры Constellations американской корпорации Lockheed. Путь сократился до 55 часов.

Lockheed Constellations австралийской Qantas.  Фото взято с сайта cnn.com
Lockheed Constellations австралийской Qantas. Фото взято с сайта cnn.com

На этих самолетах Qantas впервые ввел туристический класс: то, что мы сейчас называемом экономом. Уже через два года на него приходилось 44% пассажиров на маршруте.

В начале 60-х появились более скоростные лайнеры: Qantas использовала американский Boeing-707, а BOAC – Boeing-707 и британский Vickers VC-10. В результате этого необходимость промежуточной остановки в прибрежном Дарвине отпала.

Boeing-707 британской авиакомпании BOAC.  Фото взято с сайта cnn.com
Boeing-707 британской авиакомпании BOAC. Фото взято с сайта cnn.com

Boeing-707 австралийской авиакомпании Qantas.  Фото взято с сайта cnn.com
Boeing-707 австралийской авиакомпании Qantas. Фото взято с сайта cnn.com

Vickers VC-10.  Фото взято с сайта cnn.com
Vickers VC-10. Фото взято с сайта cnn.com

Самолеты могли летать на высоте 11 – 12 километров, благодаря чему полеты стали плавными, исчезла тряска. Даже в рекламных фотографиях того времени использовались изображения детей, которые в полете что-то строят из спичек, - так подчеркивали отсутствие вибрации.

 Фото взято с сайта cnn.com
Фото взято с сайта cnn.com

В конце 80-х на линию вышел Boeing-747-400, благодаря чему полет меду Австралией и Великобританией стал возможен с одной промежуточной посадкой (как правило – в Сингапуре).

Boeing-747-400,  Фото взято с сайта cnn.com
Boeing-747-400, Фото взято с сайта cnn.com
Зона отдыха на верхней палубе лайнера Boeing-747-400.  Фото взято с сайта cnn.com
Зона отдыха на верхней палубе лайнера Boeing-747-400. Фото взято с сайта cnn.com

Boeing-747. Фото Qantas
Boeing-747. Фото Qantas

В 2012 году Qantas заключила соглашение с авиакомпанией Emirates и на пути между Британией и Австралией пассажиры стали делать пересадку в Дубае.

С сегодняшнего дня перелет между континентами стал беспосадочным, что сокращает время в пути как минимум на три часа.

Boeing-787-9 Dreamliner.  Фото Qantas
Boeing-787-9 Dreamliner. Фото Qantas

На Лондоне австралийская авиакомпания останавливаться не собирается и намерена запустить другие рейсы в Европу. Сейчас в ее парке четыре самолета Boeing-787-9 Dreamliner. До конца года перевозчик получит еще четыре. А всего их заказано 15 с опционом еще на 30 «Дримлайнеров». В планах Qantas открыть прямые рейсы из Австралии в Париж, Берлин и Рим. Как ожидается, рейс в столицу Франции будет запущен уже во второй половине этого года.

Подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзен и на канал в Телеграм @ideas4trips